Неизвестная Франция. Часть 3. Лекция, прочитанная в РГО СПб 05.03.15

А теперь продолжим путь. Мелькают прекрасные пасторальные пейзажи.

204

205

Мы уже отметили, что Грезиводан обладает богатым архитектурным и историческим наследием. Теперь же настало время посетить городок, имеющий очень богатое и непростое прошлое. Этот городок является жемчужиной не только Дофине, но и всего региона Рона-Альпы.

Saint-Antoine-l’Abbaye

Saint-Antoine-l’Abbaye

Фасады домов, улочки, площади этого города, крыши, захватывающие своей подлинностью, естественностью, дарят путешественнику фантастический вояж сквозь время, выталкивая его в самое сердце Средневековья. Этот городок воздействует как своеобразный портал или машина времени и, оказываясь в лабиринте его улочек, неожиданных перспектив, ты попадаешь будто в волшебное таинственное пространство необъятной человеческой жизни, пространство, в котором спрессовано как минимум 10 веков. И самое интересное, что эта временная громада совсем не давит, наоборот, твоё собственное бытие встраивается в ритм огромной культуры и истории, сконцентрировавшейся в этой точке земли.

Здесь глубина истории ощущается физически, каждый камешек дома –  настоящий свидетель времени, смены эпох, правителей, войн, и внутренний дозиметр начинает бешено реагировать. Можно сказать, что здесь физически ощущается понятие «старая Европа», только не в смысле её дряхлости, а в смысле умудрённой седины, Европа как личность, видевшая, вынесшая и осознавшая многое за свою долгую жизнь. И это ощущение магнитит, притягивает, и ничего не остаётся, как внять этой мудрости и принять приглашающую руку.

Городок этот занимает место в почётном списке, который называется: «Наиболее красивые деревни Франции». Это не просто список. Это Ассоциация самых красивых деревень Франции. На сегодняшний день она насчитывает 156 деревень в 21 регионе и 69 департаменте.

Ассоциация появилась в 1982 году, если быть точным, то 6 марта 1982 года. И это была история встречи человека и книги. Книгой был одноимённый альбом, изданный Ридерс Дайджест, а человеком был Шарль Сейрак, мэр города Коллонж-ла Руж.  Благодаря этому сборнику Шарль Сейрак нашёл способ, объединив силы и желания, защитить от исчезновения и привлечь внимание к удивительному историко-архитектурному наследию французской провинции в целом.

И вот перед нами вырастает необыкновенно завораживающая картина: на горизонте синеет Веркор, справа вдали на мягкой поверхности холма молодой виноградник тянется к солнцу своими побегами, а чуть ниже – небольшой средневековый городок, над которым возвышается храм. И удивительная тишина звенит в воздухе при виде этой идиллии. Ни один листочек не вздрогнет, тишина…

Saint-Antoine-l’Abbaye

Saint-Antoine-l’Abbaye

Замеченный нами храм является главным символом знаменитого аббатства. Это аббатство дало и имя окружившему его городку. Сан-Антуан-л’Аббэ или Аббатство Святого Антония.

Первые упоминания об этом месте датируются XI веком. В то время это крохотная и непримечательная французская деревенька под названием Ла Мот-о-Буа (La Motte-aux-Bois). Над её низкими крышами возвышается небольшая шапелька или часовенка в романском стиле, в те времена особенно бывшем в употреблении.

И вот старинные рукописи рассказывают нам, что в 1070 году один из могущественных баронов, рыцарь Жоселин де Шатонёф (Jocelin de Châteauneuf) поклялся сдержать обещание, данное ещё его отцом, совершить паломничество в святые земли и привести оттуда мощи известного в христианском мире отшельника из Египта Антония — Антония Великого.

Св. Антоний Великий

Св. Антоний Великий

Нам известно из истории, что в те далёкие времена древняя Палестина находилась под властью арабов, которые не были слишком благосклонны к христианским святыням. Это, кстати, послужило и одним из поводов для первого Крестового похода, предпринятого уже в 1096 году.

Итак, наш Жоселин берёт себе в компанию своего шурина Гига Дидье (Guigues Didier) и они вместе отправляются в путь. По дороге становится известно, что искомые мощи уже вывезены из опасного места и находятся в Константинополе. Тогда наши путники обращаются напрямую к византийскому императору и получают разрешение забрать мощи во Францию, тогда ещё часть Бургундского королевства, как мы помним.

Вообще XI век, с точки зрения истории, очень примечателен. Нельзя обойти его вниманием. Он несёт в себе много решающих для будущего событий.

У нас ещё свежо в памяти наше собственное пересечение границы двух тысячелетий. Даже в наше достаточно атеистическое, богатое научными открытиями время просыпались суеверия, и ходили разговоры о конце света. Что же говорить о людях, которые жили веком раньше, когда сознание человека находилось под властью религии, когда религия играла роль науки. Переход в новый век действительно считался настоящим концом света. Его ждали с ужасом, стараясь всеми известными средствами искать спасения. Известны факты, что в 10-м веке жизнь буквально замерла, упала рождаемость, люди умирали от недоедания только из-за того, что совершали нескончаемые посты, многие шли в постоянно растущие и пользующиеся громадным влиянием монастыри.

Только с наступлением 1000 года река Европы стала входить в более спокойное русло. Закончился этап так называемых «тёмных веков», постоянных отражений набегов варваров, завершилась эпоха Великого переселения народов. На пороге новая эпоха – Средневековье.

С того же самого XI века Восточная и Западная христианские церкви начинают своё самостоятельное шествие по страницам истории. В 1054 году случается окончательный раскол в христианском мире, так называемый Великий раскол. Поэтому можно сказать, что это главная точка отсчёта известной нам сегодня Западной цивилизации.

Итак, мы присутствуем на заре расцвета новой жизни. Многие историки утверждают, что первый этап Средневековья – время очень светлое, это время схоластической философии, науки, время царства готической эпохи, которая охватывает следующие 3 столетия, XII, XIII и XIV века. Именно эти века закладывают фундамент культуры Возрождения и Нового времени. Это удивительное и противоречивое время: время торжественных и трагичных крестовых походов, расширивших границы средневековой Европы, время торжества церкви, феодального могущества, создания блистательных рыцарских романов, посвящённых рыцарской любви и духовным поискам, время формирования французского литературного языка. Лишь после XIV  века начинаются более мрачные времена.

Мы же пока оставим события вселенского масштаба и вернёмся в наш 11 век, в маленький городок Ла Мот-о-Буа (La Motte-aux-Bois). Мощи были размещены в расположенной там маленькой часовне, носившей название по одним источникам Мот-Сан-Дидье (l’église de la Motte-Saint-Didier), по другим была посвящена деве Марии. Но папа Римский отдал приказ, чтобы это место было благоприятно для поклонения, и епископ Валанса позволил монахам-бенедиктинцам из находящегося неподалёку аббатства Монмажур ан Прованс (l’abbaye de Montmajour) основать на месте Ла Мот-о-Буа монастырь. И в то время меняется название городка вслед за растущим монастырём. Он называется теперь Сан-Антуан-лАббэ (Saint-Antoine-l’Abbaye).

Saint-Antoine-l'Abbaye

Saint-Antoine-l’Abbaye

Здесь стоит сделать небольшое разъяснение. Всё монашество на Западе подразделялось на ордена. Само слово «орден» значит «объединение». Монашеские ордена появились в 910 году для урегулирования растущих как грибы монастырей. Произошла своеобразная унификация и она требовала от каждого возникшего ордена общность святых покровителей, целей, общность в архитектурном облике обителей. Зримыми отличиями орденов друг от друга был цвет, покрой и детали монашеского одеяния.

Так упомянутые нами Бенедиктинцы или чёрные братья – это старейший католический орден, имеющий очень строгий аскетичный устав, так называемый Устав Св. Бенедикта. Этот орден внёс огромный вклад в культуру западных стран. Уже по одному только факту, что вступавшие в орден не только давали свои 3 знаменитых обета, но и обещали много читать.

Монахи-бенедиктинцы

Монахи-бенедиктинцы

Именно бенедиктинцам было поручено осуществлять надзор за мощами святого отшельника. И всё, наверное, так и продолжалось бы, если бы в 1089 году не произошла одна история.

В те времена регион был охвачен страшной эпидемией, которая позже будет названа «святым огнём» или «огнём Св. Антония».

Эрготизм - священный огонь

Эрготизм — священный огонь

Ныне по-научному её называют «эрготизмом». У больных возникало чувство горения заживо, гангрена, и последующее отмирание конечностей.

Сейчас учёным не составляет труда выявить, что болезнь происходила из-за употребления муки, заражённой склероциями спорыни или «маточных рожков». Это род грибов, который паразитирует на злаках.

Спорынья

Спорынья

Молодой дворянин Геран де Валоар, охваченный болезнью, даёт обет посвятить себя излечению больных, если сам сумеет выздороветь. Чудо свершается. И тогда он вместе со своим отцом основывают небольшую общину под названием «Общество Милосердия нищенствующих мирских братьев», посвящённое Святому Антонию. Это общество организует госпиталь, в котором они принимают и лечат, заботятся о больных, охваченных этой болезнью. Святой Антоний считался покровителем жертв этой болезни.

Тут стоит сказать, что помимо верующих, приходивших поклониться Святым мощам, городок Сан-Антуан-лАббэ находился на пути паломников, движущихся со всей Европы в испанский город Сантьяго-де-Компостелла.

Кафедральный собор в Сантьяго-де-компостелла

Кафедральный собор в Сантьяго-де-компостелла

С Средние века – это знаменитая паломническая дорога к могиле Св. Иакова, апостола Нового Завета, которая благодаря своей популярности и разветвлённости оказала огромное влияние на распространение культуры. Ныне она входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сантьяго-де-Компостелла – третья по значению дорога и святыня католицизма, уступающая Иерусалиму и Риму. Её называют «христианской Меккой».

214 Stjacquescompo stelle

Путь св. Иакова

Отличительными знаками паломников были посохи и раковины гребешка – символ Св. Иакова, которому они шли поклониться. Даже в наше время эта дорога не исчезла. Свой опыт прохождения по пути Иакова описал в своей книге Пауло Коэльо, известная под русским названием, как «Дневник мага».

В 1218 году Папа Гонорий-3 утверждает новый орден за заслуги в излечении больных.

 

Члены ордена произносят 3 обета. Заметим, что 13 век знаменит рождением многих знаменитых католических орденов, таких как францисканцы, доминиканцы и многие другие. В конце XIII века ордену Св. Антуана предоставляется законный канонический статус. Он становится Каноническим религиозным орденом Госпитальеров Св. Антуана Вьеннского или Антония Великого, более известный как Орден Антонинов, в России его часто называют Антонитами.

Св. Антоний в одеждах ордена

Св. Антоний в одеждах ордена

Его ни в коем случае не стоит путать с другим очень известным орденом Госпитальеров Св. Иоанна, стоявшего у истоков крестовых походов наряду с орденом Тамплиеров.

Но Структура ордена та же. Это духовно-рыцарский орден. Он строго иерархичен и централизован. Только с момента принятия орденом статуса канонического его великие магистры становятся аббатами. И главной резиденцией ордена оказывается Аббатство Святого Антония в Дофине.

Неизвестная Франция. Часть 1. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 2. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 4. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 5. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15