Неизвестная Франция. Часть 5. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Отдав дань истории возникновения ордена и самому Святому Антонию, мы заглянем и проверим, как наши бенедиктинцы справляются с возложенной на них задачей постройки храма. К тому времени в конце XIII-го рядом с существовавшим небольшим храмом, который до наших дней не сохранился, бенедиктинцы начинают возводить новую огромную церковь.

223 SAntoine_Abbaye_01

Saint-Antoine-l’Abbaye

Здесь стоит сказать, что речь идёт о том самом храме, который и ныне красуется в стенах аббатства. Он заключает в себе всё время существования готической эпохи.

Нам известно, что готика, как стиль, зародилась именно во Франции. На севере Франции, в Иль-де Франс и Собором Сан-Дени провозгласила свой приход на смену романскому стилю.

Появление термина «готический», по преданию, мы обязаны Рафаэлю, а благодаря Джорджио Вазари этот термин, подразумевающий полную неприязнь, упадок вкуса становится общеупотребительным. Итальянцы вправе были обижаться на варваров-готов, германские племена, которые покоряют Аппенинский полуостров и разрушают их великую античную культуру, разносят по камню древние памятники. Так в 410 году король вест-готов Аларих разрушает Рим. Но клеймо, поставленное ими, действовало очень долго. Уподобляясь моде, даже Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, построенной в духе «готской маниеры».

Можно сказать, что возрождение готики случилось только в XIX-м веке с приходом романтиков, усмотревших в стиле подлинное новаторское и удивительное искусство. Сентиментальная фантазия Шатобриана увидела в сплетении ветвей происхождение стрельчатой арки. И уже Гюго в своём «Соборе» воспевает готический мир. Вместе с романтиками за дело взялись археологи школы Виоле ле Дюка и наука, и именно XIX-му веку мы обязаны огромными исследованиями, которые помогли по достоинству оценить наследие средних веков и осмыслить его.

Конечно, готика произвела настоящую революцию в храмовом строительстве. Собор стал её основным объектом творчества.

Через искусство можно уверенно наблюдать сознание человека той или иной эпохи, его основные устремления, эволюцию его мировоззрения. Готическое сознание удивительно. Удивительно это колоссальное стремление вверх. Если предшествующая ему романская архитектура будто врастала в землю, тяжеловесная, с маленькими окнами- бойницами, в которые едва проникал свет, то готика явила нам образец невесомости, полёта духа в небо и света. Архитектура в период средневековья потеряла свою материальность. Недаром, архитектор в эти века уподоблялся Богу. Как Бог был архитектором вселенной, так и архитектор строил собор, в котором происходила встреча человека и Бога. Собор синтезировал микроком и макрокосм, а поскольку творческий процесс должен проходить по «подобию Божьему», то и работа архитектора была угодна Богу.

Вообще средневековое строительство показывает глубокие познания архитекторов. «Наука есть искусство, — считал Доменик Гундиссалинус, мыслитель XII-го века, — искусство без науки ничто». Наверное, из этого понимания были достигнуты значительные технические прогрессивные успехи. И недаром соборы считают энциклопедиями эпохи.

Итак, мы начали знакомство с архитектурой аббатства с её сердца, с храма. Далее мы совершим небольшую прогулку непосредственно по аббатству, а затем через центральный вход выйдем в город.

Бенедиктинцы успели построить только хоры – клирос церкви и потеряли контроль над аббатством. Оно целиком перешло во владение ордена госпитальеров. Орден жил исключительно на пожертвования, но храм продолжал строиться. Его строительство растянулось более чем на 2 столетия, поэтому в архитектуре его присутствуют все три периода существования готики. В некотором смысле он может служить наглядным пособием по изучению французской готики:

— ранняя готика в апсидах – в той части церкви, что успели построить бенедиктинцы

— классическая готика – в устройстве нефов

— пламенеющая готика или лучезарная – на главном его западном фасаде.

Ранняя готика ещё очень похожа на романский стиль, это мы видим на немного тяжеловесной главной апсиде.

224

Апсида храма

Апсида представляет собой гранёный контрфорсами полукруг. Большие стрельчатые окна с витражами уже дают понять, что время романской архитектуры прошло.

225 фасад

Вход в храм с южного фасада

Нефы устроены классично. Вся конструкция стены классического собора здесь представлена полностью.

226 фасад

Южный фасад храма

На фотографии мы можем отчётливо видеть контрфорсы – выступающие на передний план стены, венчающие их пинакли – остроконечные башенки. Серию аркбутанов – соединительные, упирающиеся арки, по которым основная нагрузка передаётся на контрфорсы, главные помощники и создатели возможности невесомых стен.

Есть у нас здесь и горгульи.

Горгульи

Горгульи

Горгулья

Горгулья

Горгулья

Горгулья

Из каждого контрфорса торчит некий странный гротескный персонаж. На каждом свой.

Горгулья – это характернейший элемент архитектуры Средневековья. Композиция её необычна. Фактически это всегда лежачая скульптура. Про них существует немало домыслов и легенд, сложенных в основном в XIX-м веке, пропитанном духом мистического романтизма. В XIX-й век  сложилось множество самых разных мифов, которые многие принимают за настоящие идеи древних строителей и архитекторов готических храмов. Самый расхожий из них, что эти страшные фигуры каких-то мифических животных, иногда даже антропоморфных, отпугивают от чистого светлого места злых демонов. Но с точки зрения практики, они являются классическими примерами водостоков и эффективно отводят воду.

228 фасад

Южный фасад храма

По своей структуре перед нами базиликальный храм. Он состоит из главного центрального нефа и двух боковых, продольных с рядами примыкающих к ним часовен. В каждом небольшом проёме, между контрфорсами, спрятанные за высокими стрельчатыми окнами, – по часовне. Таким образом, храм насчитывает 17 часовен, к которым стоит прибавить ещё 3, составляющие ризницу и Трезор – сокровищницу.

И наконец мы выходим во двор.

Западный фасад и двор

Западный фасад и двор

Западный фасад

Западный фасад

Рельеф двора, а именно нынешняя травянистая площадка – это искусственная насыпь. Она оказалась необходимой ещё при строительстве храма для распределения нагрузки. Более того, следуя призванию храма вмещать огромное количество пилигримов, громадная площадь перед главным фасадом была необходима. Помимо насыпи была сделана ещё и подпорная стена с бастионами, которая сохранилась до наших дней совсем без изменений.

Западный фасад выполнен в стиле Пламенеющая готики, которая характеризуется огромным количеством мелких деталей, огромной резьбы по камню. Это настоящее архитектурное кружево. Деталировку её можно рассматривать бесконечно. В работе над нашим пламенеющим фасадом принимал участие известный авиньёнский скульптор Антуан Лё Муатюрье. К примеру, архивольты (стрельчатые дверные порталы) принадлежат его руке.

Архивольт

Архивольты

А теперь обратим внимание на громадное стрельчатое окно вверху.

Стрельчатое окно западного фасада

Стрельчатое окно западного фасада

Нижняя часть отмечена пятикратным деление, а верхняя представляет собой композицию из 9-ти кельтских трикселей. Итальянцы, критикующие готику, не раз обращали внимание, что в неё в огромном количестве вошли кельтские элементы.

Триксель – это древний знак, один из первых солярных знаков. Он символизировал движение солнца по небосводу – восход, зенит и закат, а позднее олицетворял бег времени.

Антонины были увлечены многими науками помимо медицины, в том числе и временем, они наблюдали за ним, изучали его. Многие аббатства представляли из себя научные центры. А многие ордена вообще открывали университеты, как, например, францисканцы и бенедиктинцы.

Есть хроники, которые повествуют об огромных экзотических часах, некогда украшавших интерьер храма прямо над клиросом. Так же отмечен тот факт, что в определённые числа весной и осенью в определённое время солнечный луч попадающий в это окно падал на главный алтарь, где хранятся мощи Святого Антония и проходя через овальное отверстие с запечатлённой там скульптуркой голубя, рисовал на полу хитроумный знак.

Эта церковь остаётся красивой, не смотря на весь ущерб, который она понесла из-за чудовищного старения камня, выбранного для её постройки – моласса.

Фрагмент храма

Фрагмент храма

Это очень зернистая горная порода, образовавшаяся путём выветривания и состоит она из комплекса конгломератов, песчанников и глин. Так же большой ущерб зданию принесли разрушения, вызванные человеком. Религиозные войны, которые кипели в этом регионе очень сильно. Банды барона Дез’Андрэ, присоединившегося к гугенотам, буквально разграбили провинцию. Так гугенотами была сожжена колокольня, исчезла в неизвестном направлении крыша из глазурованной черепицы, фасад, законченный в 1484 году потерял множество скульптур. Затем и революция спровоцировала разрушения, повреждения и потерю очень многих деталей.

В 1840 году Проспер Мериме классифицировал эту церковь историческим памятником.

Удивительный феномен храма, который в хрониках зовётся «главной церковью», тот, что снаружи он противоречит тенденции вертикальности готических соборов. По своим размерам он обладает большей шириной, нежели высотой. 32-22 м. Но при восприятии её противоречия не возникает, настолько грамотно разработана пластика западной стены, его главного фасада.

Зато внутри ощущение парения и воздушности возникает сразу же.

Интерьер храма

Интерьер храма

Интерьер храма

Интерьер храма

Главное окно, а также более 45 проёмов окон над нефом и первого уровня дарят ощущение праздника. Но многие витражи, к сожалению, исчезли.

Стены церкви покрывают более 2-х тысяч квадратных метров росписей – старинных фресок.

Уцелевшие фрески

Уцелевшие фрески

Уцелевшие фрески

Уцелевшие фрески

Это наиболее богатый по росписям стен и фресками храм региона Рона-Альпы. Сейчас доподлинно известно, что многоцветность декорирования культовых зданий входила в план изначальный план строительства. Альянс архитектуры и декорирования был полным.  Расписывались опоры нефов орнаментальным рисунком в виде ромбов или квадратов. Расписывались простенки, карнизы. Цвета были пастельные, неяркие, в основном естественной гаммы, серо-зелёной, розоватой, терракотовой. Роспись придавала дополнительную лёгкость конструкциям. Первый документ, рассказывающий о декоративных росписях, датируется 1383 годом.

Уцелевшие фрески

Уцелевшие фрески

Гугеноты сознательно уничтожали храм. Но после их вандализма в 17-м веке пришли реставраторы, по сути, не менее варварские. И главным способом реставрации была серая штукатурка.

Только в 1951 году была предпринята попытка реставрации древних фресок. Так нам предоставлена возможность увидеть, как это было когда-то на примере часовни, посвященной Святому Павлу-отшельнику.

Уцелевшие фрески. Сцена распятия Христа

Уцелевшие фрески. Сцена распятия Христа

Здесь сцена распятия Христа. У подножия креста слева направо: Святой Антоний, аббат Геринтон, основатель часовни, плачущая Дева Мария и Святой Иоанн. Справа – архангел Михаил взвешивает души. Его весы склоняются вправо. Грехов много.  Над этим изображением сцены из жизни Святого Антония, его искушения и встреча со Святым Павлом.

Легенда гласит, что узнав, что он не самый древний отшельник в пустыне, а есть ещё один и намного старше его, Антоний поспешил увидеть собрата. Им оказался Святой Павел и вместе они прожили несколько лет, разделяя хлеб, который им приносили. Но Св. Павел умер в возрасте 116 лет, а Антоний был настолько слаб, что не мог похоронить собрата, тогда он попросил двух львов, что пробегали мимо, помочь вырыть яму для погребения. Так Антоний похоронил Павла и вернулся в свою пещеру.

Есть так же фреска со Святым Христофором.

Уцелевшие фрески. Святой Христофор

Уцелевшие фрески. Святой Христофор

Христофор — огромный великан, что перенёс на себе через бурный поток маленького ребёнка, который оказался Христом.

Некоторым из этих фресок, возможно, мы обязаны Робину Фурнье, авиньёнскому художнику, работавшему в аббатстве.

Возможно, храм сможет пережить новое рождение, если реставрационные работы будут продолжены.

Главный алтарь, существующий ныне, заказан аббатством в 1667 году и исполнен лионским скульптором Жаком Мимерелем. Это мавзолей. Сделан из савойского мрамора чёрного цвета и из бронзы.

Главный алтарь

Главный алтарь

Он увенчан знаком тау, который окружают с двух сторон ангелы, а сверху он увенчан короной.

Ангелы и знак Тау

Ангелы и знак Тау

Под ним, в овальном проёме – голубь, символ Св. Духа.

Голубь алтаря

Голубь алтаря

Вокруг стоят евангелисты, Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Мавзолей хранит раку Святого Антония.

Многие бронзовые ограждения, присутствовавшие в храме, были расплавлены революционерами. Статуи в нишах были разрушены ими же. В 1868 году они были заменены на современные аналоги. Слева, если стоять лицом к клиросу: Павел, Франциск Сальский (кат. Учитель церкви 16-го века) и Августин. Соответственно справа: Пётр, Св. Виккентий де Поль с ребёнком на руках (кат. Святой, основатель конгрегации лазаритов в 16 веке) и Св. Элигий (Св. римско-кат. епископ Нуайона – 7 век).

Витражи в апсиде слева направо: папа Каликст 2, который освятил церковь, Святой Антоний со своими атрибутами (Тау, колокольчики, поросёнок и книга), барон Жоселин, владелец земель, который привёз мощи Св. Антония.

Апсида с витражами

Апсида с витражами

Какой католический собор без органа?

В 1639 году аббат Пайн Лажасс приказывает построить балкон, который принял до сих пор существующий там орган.

Действующий орган храма

Действующий орган храма

Корпус органа очень изящен: 5 башен, 4 из которых увенчаны ангелами музыки,

Ангел Музыки

Ангел Музыки

в то время как центральная – короной и крестом и представлена гербом Ордена в виде двуглавого орла и символа Тау. Орган состоит из 2 652 труб и 4 мануалов – клавиатур.

Убранство органа

Убранство органа

Мало кто знает, что современный нам инструмент произошёл от флейты Пана, который состоял из нейскольких флейт-трубок, параллельно соединявшихся между собой. Со временем флейта увеличивалась в размерах и  стала настолько большой, что музыканту не хватало воздуха в лёгких, чтобы издать звук. Тогда в 3-м веке до н.э. к ней был приспособлен гидравлический насос, при помощи которого воздух подавался к трубам. Новый инструмень назвали «гидравлос» — «водяная флейта», но его называли просто «инструмент» — по-гречески «орган». Римский инженер Марк Витрувий приспособил к нему клавиатуру, но с клавишами по 10 см. в ширину, которые нажимались ударом кулака или локтя.

Спустя несколько веков на орган обратили внимание христиане. Он мог своими громкими звуками поддержать неблагозвучное пение верующих. Т.о. инструмент попал в храм, став неотъемлемым инструментом католического богослужения. В 14-м веке в его конструкции появилась педальная клавиатура, были сконструированы ящики, позволяющие включать отдельные ряды труб – регистры.

 

На территории Аббатства существует музей. Это большое здание позади церкви. Его фронтон украшен гербом Этьена Галлана и надписями каноников. Слева было помещение для послушников, справа – исповедальня.

Музей Аббатства

Музей Аббатства

Рядом со зданием разбит сад, в котором выращивали овощи и необходимые травы.

В 1980 году на пожертвования, сделанные Департаменту Изера, из работ художника Жана Виная, в этом здании открыт музей. Он так и называется Музей Департамента. Сейчас в нём располагаются выставки «Хроники Аббатства в Средние века. Излечение души и тела. С 12-го — по 16 века»).

Имеется так же зал для временных выставок, который по необходимости превращается в конференц-зал.

На территории Аббатства есть знаменитая на всю округу пчелиная ферма. Она содержит более 300 ульев. В основном, здесь изготавливают цветочный, акациевый и естественно ореховый мёд. Пекут пряники «Tradition» « Daufinois» с орехами, апельсинами, фигами и каштанами.

Так же здесь из мёда делают различные сорта вин и медовуху на основе мёда и чистой родниковой воды Шамбарана  – Hydromel – 16 градусов.

Так же изготавливают медовый уксус и ипокрас – тонизирующий напиток с добавлением корицы.

Немного ещё погуляем по аббатству.

На территории Аббатства

На территории Аббатства

На территории Аббатства

На территории Аббатства

На территории Аббатства

На территории Аббатства

На территории Аббатства в октябре

На территории Аббатства в октябре

И будем двигаться к выходу.

Аббатство Св. Антония

Аббатство Св. Антония

Слева – Большой Клуатр. Служил для помещений для гостей, хозяйственных помещений. Там же находились конюшни.

Справа – мастерская скульптора Кристофа Шевнемо, в которой устроен так же музей камня. Скульптор даёт мастер-классы по средневековым техникам обработки камня. В первом зале собраны различные макеты по подъёму камня, приспособлений, которые используются и по сей день, например, «волчья лапа», верёвка в 13 узлов, рассказывается о священной геометрии. Дальше – непосредственно мастерские.

Теперь в Аббатстве находится Мэрия города.

Ворота Аббатства. Теперь здесь располагается Мэрия

Ворота Аббатства. Теперь здесь располагается Мэрия

Она расположена непосредственно в воротах Аббатства. Если присмотреться внимательнее, то под более поздними перестройками можно разглядеть признаки более древнего здания, построенного ещё бенедиктинцами. Когда-то к этому зданию примыкал первый госпиталь того самого мирского Общества Милосердия, основанный Гераном де Валоаром и его отцом. И нам остаётся только сказать, что Аббатство занесено в список исторических памятников в 1946 году, а Орден Антонинов прекратил своё существование 17 декабря 1776 года, когда был присоединён к Мальтийскому Ордену. В Европе он полностью исчезает примерно в 1803 году.

Сейчас существует Общество Друзей Антонинов. Оно образовалось в 1983 году. Общество в основном занято историей Ордена, его памятью.

 

Теперь мы выходим за стены Аббатства и попадаем в город. Мы оказаываемся на площади, которая носит название Площадь Грота. Городок Сан-Антуан-лАббэ насчитывает примерно 1040 жителей.

Город состоит из трёх частей:

— Верхний город

— Нижний город

— Фобур – пригород, окраинный квартал.

Верхний город. Расположен вдоль Главной улицы и состоит из красивых средневековых зданий, построенных богатыми горожанами. Главная улица более широкая, чем другие. Интересны здесь окна домов, разделённые середняком, перемычкой на двери, укреплёнными стенами, своеобразными портиками из черепицы. Здесь проживала городская знать. С 17 века улица становится Главной

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

В нижнем городе обитали ремесленники, кожевенники, ткачи. Это экономический центр старого города. Здесь было много магазинчиков, лавок и таверн.  Здесь находились рынки и часто проходили ярмарки. Поэтому эту часть города очень любили.

Чтобы можно было быстро попасть из одной части города в другую независимо от погоды Главную и Среднюю улицы соединили крытыми переходами-улочками или гуле. Они очень узкие, характерны для средневекового города. Сохранились в первозданном виде в Аббатстве. Их мощение самое древнее – это булыжник, который со временем превратился в в острые камни, по которым даже больно ступать. Таких гуле в городе 6 штук.

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

 

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

301

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Фобур или пригород.

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Сан-Антуан-лАббэ

Нижний город был нижним поясом предохранявшим верхний, где жила знать. Эта слоистая система сохранилась в Сан-Антуане и по сей день. Пригород – это окраинный квартал, растянулся возле земляного вала, укреплённого крепостной стеной, необходимой для создания площади перед Главной церковью. У него очень простые дома, построенные из глиносоломы и валуна. Здесь много фахверковых домов, здесь в основном обитали бедняки, часто останавливались путешественники.

И закончить наше сегодняшнее путешествие мне хотелось бы в часовне Святого Антония. Она находится почти сразу справа от входа в Главную церковь аббатства. Помимо таблички с молитвой Святому, слева стояла одна очень примечательная надпись.

317

Ею я и хотела бы завершить свою лекцию:

Пусть жизнь твоя будет светом, который притягивает (зовёт)!

Пусть жизнь будет даром, что согревает!

Пусть жизнь твоя будет вечной молитвой!

…И твоя свеча станет этому знаком (символом)…