Неизвестная Франция. Часть 4. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Здесь, оставив ненадолго область Дофине, мы спросим себя, а кто же такой Антоний, что его именуют Великим и его мощи оказываются реликвией христианского мира?

На востоке Антония почитают больше как отца отшельничества, одного из видов монашества, а на западе ещё и как чудесного целителя. Многообразие изображений Св. Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: среди них и крестьяне, рыцари, звонари, корзинщики…

Мы не будем останавливаться на подробном жизнеописании святого, хотя оно довольно интересно само по себе. Скажем лишь, что фигура египетского отшельника, прожившего суровую аскетичную жизнь, пожалуй, является одной из самых главных в западном искусстве. Личность Антония волновала умы людей на протяжении веков, начиная с III-IV веков, когда, собственно, он жил. Антонию посвящено множество художественных, музыкальных произведений. Афанасий Великий положил этому процессу начало, написав его жизнеописание, где он упоминает об искушениях, которые настигали святого в его пещере, и этот мотив становится главным. По искушению Св. Антония написано 60 картин.

К Антонию обращаются такие знаменитости как Матиас Грюнвальд (1470-1528) – последний великий художник Северной Готики. Он пишет свой знаменитый Изенгеймский алтарь.

217 Grunewald_Isenheim3

Изенгеймский алтарь Матиаса Грюнвальда

Часть алтаря Матиаса Грюгвалда

Часть алтаря Матиаса Грюгвалда

Кстати говоря, в Средние века считалось, что алтарь является медитативной картиной. Это называлось «квази-медициной». Люди верили в его лечебные свойства. Они идентифицировали себя с образами на картине — при этом наполнялись духовной силой, помогавшей им справиться с болезнью и тяжёлыми страданиями. И лишь после такой больной передавался на попечение госпиталя.

Обычно Антоний изображается бородатым старцем.

219 S Antonius

Св. Антоний

 Как аббат монашеского ордена, он обычно бывает в монашеской клобуке (тюрбан), в плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя или белая буква «Т» или «тау». Он опирается на костыль (жезл), с Т-образной ручкой – указание на его преклонный возраст. (Он умер в возрасте 106 лет) Костыль – традиционный символ средневекового монаха, делом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокольчик  – в руке или прикреплён к костылю. Обычно колокольчик использовался для изгнания злых духов. Рядом часто изображена свинья – символическое обозначение демона чувственности, указывающая на победу святого над грехом.

Этих животных откармливали монахи-антонины ради сала, которое использовалось как средство против «антонова огня». Часто на шее свиньи тоже висит колокольчик. В 17-м веке свиньям, которые принадлежали приходам братьев-антонинов, предоставлялось право выпаса на особых угодьях и колокольчик отличал этих животных от других.

Вообще, если говорить о лечении больных, которое предоставлялось в госпитале антонинов, на примере нашего аббатства (а в начале XVстолетия орден владел уже 370 госпиталями по всей Европе, которые чаще всего возникали на путях следования пилигримов), то кроме квази-медицины, созерцания изображений, молитв и воззваний к Св. Антонию, оно состояло в правильном «священном» питании на основе мяса свиньи и вина. Использовали так же бальзамы, приготовленные на базе растений таких как мак, вербена, лютик, горечавка и др. Изготавливали так же «святой уксус», состав которого потерян, но сосудо-расширительный эффект его известен, поскольку шёл на пользу больным из-за улучшения циркуляции крови. Также Антонины практикуют и хирургию, в основном ампутацию.

Св. Антоний на картине Франсиско де Сурбарана

Св. Антоний на картине Франсиско де Сурбарана

Иеронимус Босх (1450-1516), один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Он пишет свой триптих «Искушение Святого Антония» и он становится важнейшим его произведением. В правой его части Антоний изображён дважды, унесённый в небо и обессиленный, поддерживаемый братьями, центр – чёрная месса, справа – Св. Антоний сидит и вокруг него соблазн.

Триптих Иеронимуса Босха

Триптих Иеронимуса Босха

Давид Тенирс-младший (1610-1690) «Иск. Св. Антония»

Давид Тениерс Св. Антоний

Давид Тениерс Св. Антоний

Искушениям святого посвящали свои полотна:

Паоло Веронезе "Искушение Св. Антония"

Паоло Веронезе «Искушение Св. Антония»

Джованни Джироломо Савольдо "Искушения Св. Антония"

Джованни Джироломо Савольдо «Искушения Св. Антония»

Тинторетто "Искушения Св. Антония"

Тинторетто «Искушения Св. Антония»

Поль Сезанн "Искушение Св. Антония"

Поль Сезанн «Искушение Св. Антония»

 

В 20-м веке об Антонии вспоминают Сальвадор Дали и даже наш соотечественник известный Константин Васильев, и многие другие.

Знаменитый Гюстав Флобер написал роман «Искушения Св. Антония» и он считается итогом размышлений всей его жизни, последняя третья его редакция выходит за 6 лет до смерти писателя.

Морис Метерлинк пишет своё видение искушений…

Неизвестная Франция. Часть 1. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 2. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 3. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15

Неизвестная Франция. Часть 5. Лекция, прочитанная в РГО 05.03.15