Историческое вступление.

Наследник революции 1789 года и связанных с ней потрясений, XIX век во Франции отмечен огромным политическим кризисом, который влечёт за собой многочисленные изменения в государственном строе (три республики, две империи и две монархии). Индустриальная революция, достаточно широко приведённая в действие в Англии, достигает берегов Франции. Общество находится в состоянии резких перемен: рабочие формируют новый социальный класс, в то время как экономическая и политическая власть буржуазии укрепляется. Эти изменения сопровождаются глубокими потрясениями и в умонастроениях.

 

Политические революции

1800-1815: Главная фигура начала века – Наполеон Бонапарт (1769-1821), который воплотил военный и патриотический идеал. Под именем Великой Франции он объединяет страну путём централизации государственной власти, но так же и разрушает её захватническими войнами. Царство Императора заканчивается вместе с его поражением англичанам в битве при Ватерлоо.

1815-1848: Франция возвращается к монархическому правлению, которое зовётся периодом Реставрации. Людовик XVIII, затем Карл X (начиная с 1824 года), оба брата Людовика XVI, утверждают конституционную монархию (с двумя Палатами, по английской модели). Принятое королём решение устанавливать законы при помощи постановлений (таким образом, без помощи Палат) и сократить некоторые свободы, и в частности, прессы, лежит в основе революции 1830 года и смещения Карла Xв течение «Трёх славных дней» (27-28-29 июля). Луи-Филипп берёт власть. Этот режим, именуемый «Июльской монархией», наиболее либерален и более приближен к буржуазии, чем его предшественник.

1848-1870: Либерализм, однако, — не демократия, и люди вновь выходят на улицу в 1848 году. Эта революция объединяет всеобщие выборы (только при участии мужчин), отмену рабства (отменено ещё в 1794 году, но восстановлено Наполеоном I) и рассматривает, как основные, право на труд и свободу слова. Тем не менее, Вторая Республика с Луи-Наполеоном (племянником Наполеона I) в качестве президента, длится недолго.

Она сметается ударом самого государства в 1851 году и самим президентом, который становится императором (под именем Наполеона III) и устанавливает наряду со второй Империей авторитарный режим, где свобода слова осмеивается (в это время Виктор Гюго должен, например, отправиться в изгнание). Также это время – время индустриальной революции, которая делает из Франции мощное интернациональное государство.

1870-1914: Война против Пруссии и победа последней разрушает Империю. Итак, с провозглашением Третьей Республики война заканчивается кровавыми репрессиями, которым подвергается Коммуна: именно против правительства, капитулировавшего перед Пруссией, было организовано новое революционное движение; официальные войска государства подавляют восстание и ссылают коммунаров. Третья Республика, тем не менее, заявляет о ценностях демократии: наибольшая свобода выражения, расширение образования среди новых слоёв общества (школы Жюля Ферри[1] в 1880-1881 годах) и так далее. Развитие науки и техники параллельно вскармливает идеал постоянного движения человечества к прогрессу. Пастер[2] создаёт вакцину от бешенства в 1885 году, Эйфель[3] воздвигает свою знаменитую металлическую башню в 1889 году; Ньепс[4] в 1829 году изобретает фотографию и братья Люмьер[5] разрабатывают кинематограф в 1895. В городском проектировании тоже происходит серьёзный переворот, в частности, благодаря проектам барона Османа, начиная с 1853 года.

А в умонастроениях в это время растёт поток обострённого национализма, окрашенного антисемитизмом. Именно так Дрейфус[6], еврейский офицер, несправедливо осуждённый за шпионаж, был разжалован в 1894 году. Его невиновность будет доказана только в 1906, и  это «дело» разделит Францию: с одной стороны сторонники Дрейфуса, такие как Золя и другие умеренные интеллектуалы или социалисты; с другой – противники, правые националисты и антисемиты. Эта атмосфера национализма, общая для всех стран Европы, будет питать интернациональные силы, что поспособствует взрыву Первой Мировой Войны в 1914 году.

 

Революция ментальная и духовная.

 

Будучи допущенной к власти Французской революцией, буржуазия создала, от режима к режиму, то, что зовётся сейчас современной Францией: демократия, капиталистическая экономика с социальными условиями, признание национальностей. Теория Революции в том, что касается права и прогресса, претендует на универсальную и,  таким образом, может быть распространена на весь мир: именно это отчасти мотивирует французскую колониальную экспансию (в Африке и Юго-восточной Азии), хотя она отмечена  правонарушением и бесчинством. Подъём наций и решимости людей завоевать свою независимость захлестывает европейскую историю этой эпохи: Греция поднимается против Оттоманской Империи; Германия становится федерацией; Италия объединяется. Движение увеличивается распространением, взаимопроникновением культур и их изучением, благодаря отчасти и деятелям искусства, которые бывают во многих странах. Появление новых национальных объединений соседствуют с идеей необходимой человеческой свободы, которая выражается в политических восстаниях (как успешные революции во Франции). Индустриальная революция и социальные потрясения, которые с этой идеей связаны, способствуют размышлению части интеллектуалов о человеческом достоинстве, а также о новом рабстве, что принесёт с собой механизация. Борьба за свободы принимает к середине столетия форму включения людей, принадлежащих к искусству, в политическую жизнь. Однако, а эпоху второй Империи, чисто тех, кто решился действовать – из-за последствий революции 1848 года в значительной степени – переворачивает политические битвы. Некоторые оказывают  при всём при этом свою поддержку рабочему движению, разоблачая в своих произведениях социальные несправедливости.

 

Перевод с фр. Маria Déco



[1] Жюль Ферри́ (фр. Jules Ferry; 1832 — 1893) — французский политический деятель. В 1880–81, 1883–85 премьер-министр Франции. Здесь упоминается в связи с тем, что ему удалось изменить программы учебных заведений и сделалать уроки Закона Божия необязательными. Он провёл закон о среднем светском женском образовании; добился значительного увеличения кредитов на народное просвещение, в частности — на основании большого количества учительских семинарий; сделал начальное образование бесплатным; со всей суровостью проводил в жизнь декрет об изгнании иезуитов из Франции. (Прим. переводчика)

[2]  Луи Пастер (фр. LouisPasteur; 27.12.1822-28.09.1895) — французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии, величайший исследователь XIX столетия. Член Парижской АН (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской академии («бессмертных»; 1881). Член-корреспондент (1884) и почётный член (1893) Петербургской АН. (Прим. переводчика).

[3] Алекса́ндр Гюста́в Эйфе́ль (фр. Gustave Eiffel), урождённый Бёникхаузен (1832, Дижон — 1923, Париж) — французский инженер-строитель, специалист по проектированию металлических конструкций, создатель башни в Париже, носящей его имя, многих мостов и стальных конструкций (Прим. переводчика).

[4] Ньепс Жозеф Нисефор (фр. Joseph Nicéphore Niépce;  1765—1833) — французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии (Прим. переводчика).

[5] Люмьер (Lumiere) братья — Огюст (1862 —1954) и Луи (1864—1948), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов. Первый киносеанс состоялся  28 декабря 1895 года в Гран-кафе на Бульваре Капуцинов. За 1895—96 годы ими было снято около 50 коротких лент на разные темы. Братья Люмьер являются изобретателями многих приемов киносъемки, ставших ныне классическими, например, трэвеллинга, впервые использованного именно ими как проезд в гондоле по одному из венецианских каналов. Снимали картины, являющиеся аналогами современного документального кино («Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Выход рабочих с завода Люмьер»), комедии («Политый поливальщик»), игровых и даже поэтических картин («Купание Дианы»). Киносеансы проходили под аккомпанемент пианино или саксофона (Прим. переводчика).

[6] Де́ло Дре́йфуса — во Франции судебный процесс (декабрь 1894) и последовавший социальный конфликт (1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса (1859—1935), разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело сыграло огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков (Прим. переводчика).

Оставить комментарий