Литературные периоды

Искусство в течение века

 

На бурные политические дискуссии накладываются яростные теоретические рассуждения об искусстве, которые превращают 19 век в огромное горнило эстетических начинаний, затей. Философски век колеблется между двумя полюсами: спиритуализмом и позитивизмом. Первый, тот, что полагает первичность духа в реальности, которая видится слишком материальной, — результат мыслителей католического уклада, к которым принадлежит Шатобриан[1] или Гюисманс[2], или последователи оккультизма, Бальзак[3] или Вилье де Лиль-Адам[4], верующие в действие высших сил. Второе течение, рационалистическое, выводит на первый план власть разума, но не веры. Оно является базой для разработки социалистических теорий и тяготением к науке. Идея прогресса, связанная с развитием науки, делает объект, как и в 18 столетии, предметом спора: одни, как Золя[5], верят в усовершенствование человечества под эгидой науки; другие, как Виньи[6], полагают, что техника разрушает аутентичные человеческие ценности и что индустриальная революция возвещает конец света. Как бы там ни было, деятели искусства извлекают выгоду из этих технических переворотов: благодаря новым средствам распространения и в борьбе против иллетризма[7], литература, начиная с середины столетия, охватывает всё более широкие слои населения. Пресса особенно получает значительный размах и подъём, и большое количество произведений многих писателей становится известными вследствие размещения их на страницах журналов. Пластические искусства (живопись, скульптура, архитектура) являются объектом страстных дискуссий о современности. Литераторы в этом принимают активное участие: так романтики защищают художника Делакруа (1798-1863) и натуралисты – Мане (1832-1883).

 

Движение романтизма

 

Отказ от власти только разума, прославление и возвеличивание чувствительности человека и его воображения  лежат в основе романтизма до 1850 года. Романтики разрабатывают постепенно своё литературное и политическое революционное воззвание в ответ 18 веку. Технически этот переворот проходит под эгидой неприятия некоторых классических правил, в особенности, в театре: романтики мечтают об искусстве более спонтанном и без ограничений. И если поэзия, со своей стороны, и отдаёт приоритет личным излияниям чувств, то она не подразумевает этим поэта без звания социального миссионера, обязующегося вести людей к светлому будущему. Развивается также философское течение, которое учреждает историю и литературную критику как науки. Последняя, в особенности, теперь не зависит только от вкуса, но снабжена инструментами для конкретного изучения. Романтизм следует также двумя путями: индивидуализм и включение в коллективную борьбу. Откликом на крайность обоих путей служит рождение последующих движений века: натурализма с одной стороны и символизма с другой.

 

От позитивизма к натурализму

 

Наследник духа рационализма 18 века, позитивизм, сначала как философская доктрина, внезапно появляется и в художественных дисциплинах. В самом деле, романы, повествующие о личных переживаниях начала века вскоре сменяются попытками передать как можно точнее реальность: Бальзак или Стендаль[8] вводят Историю в свои произведения и воссоздают картину общества. Мало по малу реализм, такой каким он предстаёт у Флобера и каким он старается быть, лишённый чрезмерной чувствительности романтизма, укореняется в натурализме. Мопассан[9] и Золя, например, настоятельно рекомендуют опираться на конкретный материал, чтобы отражать в романах всю правду на основе фактов. Некоторые мыслители, такие как Ренан [10](1823-1892) и Конт[11] (1798-1857), ставят человеческий прогресс в зависимость от приобретения объективного и научного познания. Наконец, в то время как социальный вопрос рассматривается теоретиками социализма, такими, как Прудон[12] (1809-1865) во Франции или Маркс (1818-1883) в Германии, разоблачение социального зла в романах предназначено заставить осознать читателя страдания людей.

Более того, наследство энциклопедистов века Просвещения заявляет о себе в Словаре французского языка Эмиля Литтре[13] и в Большом универсальном Словаре Пьера Ларусса[14], которые имеют огромный успех. Что касается поэзии, то отсутствие лирического жанра как такового, принимаемое за карикатуру некоторыми романтиками, создаёт более крупные и разносторонние замыслы. Как, например, Бодлер[15] среди прочих видит в поэте единственное существо, способное объяснить мир через его нематериальность.

 

Парнас и символизм.

 

Путь натурализма тоже был пересмотрен, как и некоторая неумеренность романтизма. В социальном и научном мировоззрении заняли место теории спиритуалистические. Конец века обращается к литературе без теоретизирования, проявляясь в самых разнообразных формах, время, ознаменованное личностями, которые не причисляют себя больше ни к одной из школ. Разочарованные своей эпохой, некоторые писатели по-настоящему преклоняются только перед формой за счёт содержания. Готье[16] и Леконт де Лиль[17] являются активистами Парнаса, движения, которое провозглашает себя поборником эстетики Античности. После, ставя на первое место воображение и мечту, символизм, который объединяет артистов различного восприятия, вновь интерпретирует реальность как единство знаков, которые подменяют собой действительность. Поэты конца этого столетия, такие как Малларме[18], искусные жонглёры языка, находят в словах смысл жизни, который им отказан в конкретном мире. Писатели и художники силятся разгадывать свои глубокие впечатления перед лицом тайны существования, кажущейся совершенно мистической. Духовная общность между поэтами и писателями или музыкантами огромна, как мы можем судить по плодотворному сотрудничеству  Верлена[19] и Малларме с композиторами Форе[20] (1845-1924) или Дебюсси[21] (1862-1918), например.

Первая Мировая Война, меняя радикально политический порядок и менталитет, даст рождение новому размышлению об искусстве и человеке.

 

Перевод с фр. Маria Déco



[1] Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 1768-1848) — французский писатель и дипломат, один из основоположников романтизма во французской литературе.

[2] Жори́с-Карл Гюисма́нс (нидерл. Joris-Karl Huysmans; настоящее имя — Шарль-Жорж-Мари́ Гюисма́нс, фр. Charles-Georges-Marie Huysmans; 1848—1907) — французский писатель. Первый президент Гонкуровской академии (с 1900).

[3] Оноре́ де Бальза́к (фр. Honoré de Balzac; 1799 — 1850) — французский писатель, один из основоположников реализма в литературе.

[4] Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (фр. Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam, 1838 — 1889) — французскийписатель, граф.

[5] Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 1840—1902) — французский писатель, публицист и политический деятель.

[6] Альфре́д Викто́р де Виньи́ (фр. Alfred Victor de Vigny; ( 1797—1863) — граф, французский писатель.

[7] Иллетризм – (от latin «illitteratus» — «незнающий, непомнящий») — малограмотность. Это слово является неологизмом, созданным в 1978 году, начиная с термина «неграмотный, непросвещённый». Иначе — функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию.

[8] Мари-Анри Бейль (фр. Marie-Henri Beyle; 1783—1842) — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal).

[9] Ги де Мопасса́н (фр. Guy de Maupassant, полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant); 1850—1893) — французский писатель.

[10] Ренан Эрнст (1823 – 1892), французский историк и философ.

[11] Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма.

[12] Пьер-Жозе́ф Прудо́н (фр. Pierre-Joseph Proudhon; 1809—1865) — французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог, «Отец анархизма».

[13] Эми́ль Литтре́, полное имя Эми́ль Максимилье́н Поль Литтре́ (фр. Émile Maximilien Paul Littré; 1801—1881) — французский философ-позитивист, историк, филолог и лексикограф, представитель позитивизма, член Французской академии (1871), сенатор (с 1875).

[14] Пьер Ларусс (фр. Pierre Athanase Larousse; 1817—1875) — французский филолог, педагог, языковед, лексикограф и издатель.

[15] Шарль Пьер Бодле́р (фр. Charles Pierre Baudelaire; 1821—1867) — поэт и критик, классик французской и мировой литературы.

[16] Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ (фр. Pierre Jules Théophile Gautier; 1811—1872) — французский поэт и критик романтической школы, один из вдохновителей «Парнаса».

[17] Шарль Мари́ Рене́ Леко́нт де Лиль (фр. Charles Marie René Leconte de Lisle,1818—1894) — французский и реюньонский поэт, глава Парнасской школы.

[18] Стефа́н Малларме́ (фр. Stéphane Mallarmé) (1842—1898, Вальвен) — французский поэт, примыкавший сначала к парнасцам (печатался в сб. «Современный Парнас»), а позднее стал одним из вождей символистов.

[19] Поль Мари́ Верле́н (фр. Paul Marie Verlaine, 1844—1896) — французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

[20] Габриэль Урбен Форе́ (фр. Gabriel Urbain Fauré, 1845—1924) — французский композитор и педагог, органист, пианист, дирижер, музыкальный критик.

[21] Ашиль Клод Дебюсси́ (фр. Achille-Claude Debussy (1862 года—1918) — французский композитор, музыкальный критик. Основоположник музыкального импрессионизма.

Оставить комментарий