Из лекции «Жизнь как возможность».

Из лекции «Жизнь как возможность».

Если взглянуть на мир наших дней, на его состояние, каков он сейчас, то спросим себя, а понимаем ли мы идею того, что «жизнь – это возможность» лучше, нежели те, кто жил прежде нас. Несмотря на ту стадию развития, на которой мы пребываем, и на мировой научный прогресс, война, через которую человечество прошло не так давно, показывает нам, что никогда в истории мира такое кровопролитие, такая великая катастрофа ещё не вызывалась людьми. Кажется, что вся эволюция человечества была нацелена на то, чтобы подготовить, создать такие средства разрушения, чтобы большая часть человечества была уничтожена ими. А когда мы подумаем о том недоверии, какое существует сегодня между нациями, и как одна нация допустила, чтобы другая погибла, мы начинаем чувствовать, что понимаем идею «жизни как возможности» ещё менее, нежели те, что жили прежде нас.

…подобно тому, как индивидуум старается получить лучшее от другого, так же и нации следуют этому же самому принципу.

Похоже, что домашняя жизнь с каждым днём всё более сокращается. Жизнь становится всё более похожей на жизнь в гостинице… Жившие прежде нас были намного счастливее, они знали простоту и привязанности домашней жизни, радости и удовольствие дома. Удовольствия наших дней не похожи на развлечения интеллигентных и мудрых в древние времена. Они наслаждались поэзией и возвышенной музыкой… Когда мы идём в театр, мы находим пьесы всё более и более ограниченными по тону: в них нет глубины, нет высоты – они лишены идеала. В них есть реализм, чтобы показать жизнь такой, как она есть, но это не вдохновляет и не поднимает человечество. Необходимо именно показать жизнь лучше, чем она есть, чтобы человек мог последовать этому примеру… Если всё, что обучает человека: театр, книги, поэзия, искусство – будут тянуть его вниз, на самый низший уровень эволюции, то это и означает идти вниз, вместо того, чтобы идти вверх. Когда человек пишет хорошую музыку или стихи на возвышенные темы, на них нет спроса. Когда бы человек не пришёл с чем-нибудь высоким, ему говорят: «Это не требуется, это не будут брать». Кажется, что всё: образование, высокие идеалы – становится коммерческим, а становясь предметом коммерции, оно опускается вниз…

…Чем мудрее мы становимся, тем больше меняется наш кругозор, тем в большей степени меняется наш взгляд на вещи. Есть четыре разные стадии в жизни: детство, юность, средний возраст и пожилой возраст, и каждая из этих четырёх стадий заключает в себе огромную возможность. Например, в детстве сознание в раю. Ребёнок, живущий в том же мире скорби, обмана и злобы, счастлив, потому что он ещё не пробуждён к другим аспектам жизни… Он всё ещё поддерживает в себе небесный воздух и ангельскую невинность, стремление ценить красоту и любить каждое существо… Это возможность для каждого ребёнка испытать царственность в жизни, и она отнимается родителями, которые отдают ребёнка в школу слишком рано и возлагают на него бремя учёбы… Мы превращаем ребёнка во взрослого, но он счастлив, когда остаётся со своими собственными стремлениями – бегать, веселиться…

…Юность – это возможность, когда можно обучить и прекрасным манерам, и высокому вдохновению, и возвышенным идеалам. Именно юность обладает энтузиазмом принимать всё, что приходит, поглощать и выражать это. Но если время юности потрачено на каждодневную работу с утра до вечера, чтобы сдать экзамены, и остаётся лишь немного времени на восстановление и прочее, то этого недостаточно для цели жизни…

Кроме обучения всевозможным и разнообразным профессиям, видам работ и родам деятельности, есть ещё и другое взращивание, которым пренебрегают в юности,  воспитание сердечных качеств. Сегодня прилагается масса усилий, чтобы научить юношу быть умным. Но есть разница между интеллектом и мудростью… Как мы смешиваем удовольствие и счастье, так и путаем умного и мудрого… Интеллект – это то, что человек получает через впечатления, через учёбу, то, что человек набирает в виде знания имён и форм. Мудрость – это что-то, что собирается подобно мёду из цветка, подобно тому, как масло получается из молока. Мудрость достигается изнутри и снаружи. Это сочетание и делает её мудростью.

Сегодня вряд ли найдётся один процент людей, которые культивируют такое сердечное качество. Инстинктивно сердечное качество проявляется, но все попытки направлены на то, чтобы его притупить… Что я имею в виду, когда говорю о сердечном качестве? Есть интуиция, есть вдохновение и есть откровение. Всё это приходит от культуры сердца, от сердечного качества… Если в пору юности внимания не обращается на развитие этого особенного качества, то что случится, когда вырастет человек? Он будет эгоистом, гордым, невоспитанным, не готовым на самопожертвование. Эти качества лучше всего охраняют его интересы, и такую личность можно назвать человеком здравого смысла, практичным человеком… Даже если люди ходят в церковь или иное место поклонения, их набожность интеллектуальна… Люди могут наслаждаться лишь чем-то интеллектуальным…, но когда дело доходит до блаженства, чувства возвышенности, воспарения сознания к высшим сферам – они не могут испытать это, потому что живут своим интеллектом…

… После того как юность переходит в стадию зрелого возраста, время, когда человек собирает воедино знания и жизненный опыт, когда он получил урок от каждой из сторон своей жизни, он получает возможность наилучшим образом распорядиться тем, что он собрал посредством опыта…

…Кроме того, это тот возраст, когда человек начинает узнавать о жизненных обязанностях… Знать свои обязанности по отношению к тем, кто смотрит на него снизу вверх, к близким людям, к тем, кто ожидает помощи, совета, какого-то одолжения от него, – именно теперь человек должен осознать всё это. Это прекрасный возраст, когда дерево достигает полного цветения, начиная давать плоды миру… Для каждого человека этот возраст – обещание зрелого ума выразить себя к величайшему благу. И если такой возможностью не воспользоваться, то человек пропускает самое великое дело в своей жизни.

Опять же и преклонный возраст имеет свойственное ему благо. Люди не ценят благословение каждого периода, который они проживают в этом мире, и поэтому они ценят одно и не любят другое. На Востоке, особенно в Индии, с большим уважением относятся к возрасту. Этот идеал безусловно должен быть известен. Преклонный возраст – это время, когда человек представляет собой летопись всей своей жизни, был ли он сострадательным, добрым, мудрым или глупым, каким бы он ни был, преклонный возраст несёт в себе запись этого. Человек может прочесть её на лице, в чертах характера, в его атмосфере, человек может прочесть то, что он сделал. Он имеет великую возможность вдохновлять, благословлять, служить тем, кому нужны его услуги, или тем, кто хочет, чтобы его направляли… Это тот возраст, когда человек может свершать. Но если он не знает о своей возможности, то в среднем возрасте он ведёт себя как ребёнок, в детстве он работает как взрослый, а в юности нагружен так, как в зрелом возрасте.

Если бы только мы знали, что каждый момент в жизни, каждый день, каждый месяц и каждый год имеет своё особое благословение!… Но величайшая возможность, которую человек может претворить в жизнь, – это достичь той цели, для которой он был послан на землю. А если он упустил такую возможность, тогда, что бы он ни делал в мире, накопит ли он богатство, будет ли владеть огромной собственностью, именем – это не имеет значения, он не будет удовлетворён… И когда глаза человека откроются и он начнёт смотреть на мир, он обнаружит, что в жизни есть более великая возможность, чем он когда-либо предполагал…

…Да, человек ограничен, да, он погружён в волнения, и всё же нет ничего в этом мире, чего не мог бы свершить человек, если только он будет знать, что может мысль… Только невежество отвращает его от того, что он может свершить… Если он не знает, значит, он не воспользовался своим умом и жил как машина. Если человек знает силу чувства, знает, что сила чувства проникает всюду, он может достичь всего, чего пожелает.

Есть персидская история о Ширин и Фархаде. Однажды Ширин, девушка, которую обожал Фархад, для того чтобы испытать его любовь, сказала: «Фархад, ты любишь меня? Если любишь, то проложи дорогу через горы». «Да, – сказал Фархад, – я ждал этого испытания». Он пошёл в горы, полный чувства любви, которое к ней испытывал. Каждый раз, когда он разбивал камень молотом, он произносил имя Ширин, и сила молота становилась в тысячу раз больше из-за чувства в его сердце.

Сегодня человек забыл эту силу, которая заключена в чувстве. Она может разбивать камни. Нет ничего, чего нельзя было бы достичь силой чувства. Но в основном сейчас чувства нет, чувство тонет, оно перестаёт существовать. Жизнь – это величайшая возможность осознать силу чувства и выразить его, но ещё более великая возможность жизни – освободить себя из плена ограничений. Каждый человек  в той или иной форме является пленником своих ограничений, его жизнь ограничена. Человек может возвыситься над ней, осознав скрытую силу и вдохновение души.

Кабир, великий поэт Индии, сказал: «Жизнь – это поле, а вы родились, чтобы возделывать его. Если вы знаете, как возделывать это поле, вы можете вырастить на нём всё, что хотите. Всё, что необходимо в жизни, нужно выращивать на этом поле. Всё, к чему стремится ваша душа, всё, что вам нужно, вы будете получать с этого поля, если вы знаете, как его возделывать и как собирать плоды». Но если такая возможность изучается лишь для того, чтобы получить всё лучшее от жизни, беря всё, что человек может взять, создав себе наилучшие удобства, тогда человека это не удовлетворяет. Мы должны обогащать себя мыслью, тем счастьем, каким является духовное счастье, тем покоем, что принадлежит нашей душе, той свободой, независимостью, о которой томится наша душа, и достигать того высшего знания, которое ломает все оковы жизни и поднимает наше сознание, чтобы мы посмотрели на жизнь с другой точки зрения. Как только человек осознал эту возможность, он добился выполнения цели жизни.

Оставить комментарий