Из лекции «Связь с жизнью».

С точки зрения мистика, жизнь доступна для общения во всех  аспектах, если он знает секрет, как с ней связаться. Пока человек не знает этого секрета, уши его глухи, а глаза слепы. Существуют рассказы о мудрецах и святых, которые разговаривали с деревьями и растениями, скалами, горами и морями. Люди считают эти рассказы легендами, но они столь же правдивы, сколь и любой другой рассказ в этом мире разнообразия.

В низшем творении мы распознаём свойство, которое называем инстинктом – тенденцию, которая заставляет птицу летать, а рыбу плавать, не учась этому. Такой инстинкт у низших созданий представляется в виде интуиции. Сегодня многие учёные говорят, что у животных нет ума, но в действительности все создания имеют ум, даже деревья и растения. Те, кто живёт близко к природе, чья жизнь и работа связана с сельским хозяйством и кто постоянно пребывает в уединении среди животных, знает, что животные часто предупреждают о болезни, смерти, буре, наводнении. Они обладают интуицией. Механизм тела и ум человека более утончённые, человек способен на большую интуицию, однако кажется, что животное воспринимает всё прежде, чем узнаёт человек. Причина в том, что человек настолько поглощён своей внешней жизнью, целью своей жизни, что ему очень трудно поверить в интуицию, а поэтому его способность к ней притупляется и оказывается, что он менее интуитивен, чем низшие создания.

Те, кто близки к природе…, живущие простой сельской жизнью, обладают большей интуицией, чем интеллектуалы в самой гуще мирской жизни. Это показывает, что жизнь, которую мы ведём сегодня в больших городах, неестественна, мы проживаем её в искусственной атмосфере, едим искусственную пищу, воспринимаем искусственный образ жизни. Так человек утрачивает … это божественное наследие, которое проявляется в интуитивных качествах. Так представляется, тонкие личности обладают большей интуицией, чем грубые; женщины наделены большей интуицией, чем мужчины. Причина в том, что женщина в силу своей природы более отзывчива. Именно восприимчивость её природы делает её более интуитивной. Порой, мужчина рассуждает и спорит, а женщина скажет: «Да, но я чувствую это, я чувствую, что это так». И её ощущение окажется правильным. Она не может объяснить его, она говорит: « Я так чувствую».

В  каждом человеке в большей или меньшей степени присутствует способность воспринимать впечатления, и это первый шаг к интуиции. Чем утончённее человек, тем больше его восприятие. Но каждый временами ощущает условия того места, где он находится, характер людей, которых он встречает, их наклонности, их мотивы, их желания и уровень их эволюции. Когда мы спрашиваем: «Почему ты так чувствуешь?», он не всегда сможет объяснить. Иногда человек скажет: «По характерным чертам», или «Это атмосфера», «Или потому, что так сказал», но в действительности это некое чувство, которое не поддаётся описанию. Тонкий, чувствительный, умный человек всегда получает впечатление от кого-то, кого он видит.

Следующим этапом является интуиция… Но очень часто, если он [человек] не уверен в себе, он утрачивает эту способность интуиции. Человек боится, что его интуиция его обманывает, и тогда он теряет уверенность в себе. Если он думает: « Может быть, моя интуиция не верна, послушаюсь её и потерплю поражение», то он следует другим путём, путём рассуждения и логики. Но естественно, что по прошествии определённого времени интуиция человека притупляется. Если такую способность не использовать, она исчезает, и человек, некогда бывший способным к интуитивному восприятию, утрачивает эту способность.

…Человек благословляется ею [интуицией] в соответствии со своей искренностью…

… Следующий шаг по пути интуиции – это вдохновение. Поэты, писатели, музыканты, мыслители, философы умеют пользоваться этим качеством. Они обладают им, но не знают, как его применить. В области искусства, поэзии, музыки то, что человек не может создать на протяжении десятилетий, он создаёт в одно мгновенье с помощью вдохновения. Это естественный поток, человек не испытывает затруднений, когда работает в нём… Кроме того, всё, что приходит через вдохновение, живое, наиболее прекрасное и гармоничное по сравнению с тем, что исходит от мозга. Музыка прошлого, например, творения Вагнера и Бетховена, до сих пор живёт. И не имеет значения, как часто вы слушаете её, вы всегда жаждете слышать её. Современная музыка не обладает таким свойством притяжения.

То же самое с древним искусством. Есть что-то живое в этом искусстве, а сегодня, несмотря на прогресс, который достигнут в искусстве, чего-то не хватает. Так же и с поэзией. Творения таких великих поэтов Персии, как Хафиз, Руми, Саади всё ещё изучаются сегодня и высоко оценены на Востоке миллионами людей, которые считают, что без этих людей не было бы культуры. Их работа стала основой культуры Востока, многие более поздние поэты пытались писать, подражая Руми и Хафизу, но они не смогли достичь их совершенства и по прошествии веков. Кажется, что вдохновение утеряно…

Что такое вдохновение? Где его найти? Откуда оно исходит? Есть сокровищница, где хранится всё знание, собранное, испытанное, узнанное и открытое людьми. Эта сокровищница – Божественный Ум, с которым соединены все умы. Ни один опыт, который мы получаем не остаётся не записанным в этой сокровищнице. Каждый благой или дурной опыт, который мы получаем, всё новое, что мы узнаём, каждое открытие, которое мы делаем, хранится в этой сокровищнице. Могут спросить: «Как найти её? Если у нас большой склад, в котором хранятся, может быть, сотни тысяч вещей, то трудно найти всё, что мы захотим, в одно мгновение». Сила ума, сила воли таковы, что если у человека их достаточно, он может найти всё, что хочет найти. Есть рассказ о том, как человек с большой силой воли хотел купить какую-то мебель. На первой же улице, на которую он зашёл, человек увидел в витрине магазина как раз то, что ему было нужно. Иными словами, его вели туда. То, что вы действительно хотите, притягивается вами, а вы притягиваетесь тем, что вы хотите. То же самое происходит с поэтом, музыкантом, мыслителем, когда он глубоко заинтересован в том, что он делает, ему стоит только пожелать, и посредством автоматического действия желания его желанный предмет станет светом. Этот свет попадёт в божественное хранилище и спроецируется на объект, который хочет найти этот человек. Таков феномен воли и вдохновения, что, как только вдохновенного человека затронет красота и гармония жизни, и он захочет выразить свою душу, сразу же свет его души высветит тот самый объект или то самое особенное знание. Они приходят в его ум мгновенно, проявляя себя через ум. Всё, что приносится изнутри наружу таким образом, совершенно, гармонично, прекрасно и производит удивительное воздействие.

Когда-то в древние времена шах Персии выразил желание увидеть написанную историю прошлого Персии. Но ему сказали, что все летописцы утеряны и будет очень трудно проследить жизнеописания царей, живших в прежние времена. Лишь один поэт Фирдоуси сказал: «Я напишу историю Персии». Он был вдохновенным человеком. Люди очень удивились, они недоумевали: «Как он это сделает?» Но Фирдоуст послал свою душу в прошлое, и его душа стала принимать знание прошлого, которое он выразил в виде поэм. Эта книга называется «Шахнаме».

Многие думают, что наука основана на знании фактов, подтверждённых рассудком и логикой, и очень немногие знают, что её начало было положено интуицией. Все научные достижения проистекают из интуиции, а затем уж ей на смену приходит рассудок и помогает логика. Они анализируются и таким образом становятся постижимы для других людей… Эдисон и прочие великие изобретатели Америки не достигли бы успеха, будь они только великими механиками, в основе их труда лежала интуиция.

Сегодня существует тенденция не признавать эту сторону жизни. Люди верят, что несолидно полагаться на интуицию или вдохновение. Однажды, когда я был в Париже, я удивился, услышав, как один великий писатель сказал: «А существует ли такая вещь, как вдохновение?» Я подумал: « Вот великий писатель, который сделал себе имя и тем не менее не знает вдохновения». Постоянно стремясь к материальному…, люди стали настолько материальными, что не думают, что существует такая вещь, как вдохновение. Этот человек, не верящий во вдохновение, стал известным, и это было всё, чего он хотел. Когда я больше узнал о работах этого человека, я понял, что все его произведения были поверхностными. В них не было глубины и не было высоты, это был очень ограниченный подход. И это занимает людей сегодня. Вдохновение – это как раз то, что ему было нужно.

Когда человек идёт смотреть современную пьесу, то видит то же самое. Вряд ли найдётся хотя бы одна глубокая постановка. Если вы спросите, отчего же так происходит, ответ таков: чтобы понравиться человеку с улицы. Это значит, что мы должны отвернуться от всех остальных, чтобы понравиться человеку с улицы. Однажды я разговаривал с одним журналистом о философии, и он сказал мне: «Всё это очень интересно! Но скажите, как мне это для человека с улицы?» Таким образом, всеобщее образование состоит в том, чтобы держать каждого человека на уровне улицы. Сценарии пишутся в очень узком ключе, они не затрагивают глубины. Тогда где же может быть надежда на прогресс, если вдохновение игнорируется, а интуиция притупляется? Сегодняшняя направленность ума – тяготение к фактам, лишённым истины.

Следующий шаг, который наступает после вдохновения, называется видением [ударение на первый слог]. Видение приходит к человеку не во сне, он провидит в состоянии бодрствования. В этом нет ничего пугающего. Это просто ясность внутреннего зрения. Знание приходит как вспышка, и проблема решается, будь то философский вопрос или некий скрытый закон жизни природы – всё проявляется очень чётко. Или человек входит в контакт с чем-то или кем-то, находящимся на невероятном расстоянии…Люди часто не понимают значение видения и притворяются видящими. Но в действительности развитие внутреннего видения – это великий прогресс души.

Продвигаясь дальше по пути интуиции, человек приходит к тому, что мы называем откровением, а это значит, что все и вся открывают ему свою тайну. Такой человек узнаёт, что каждый листик наделён языком и может  рассказать свою легенду. Он узнаёт, что каждая душа – это живая книга, которая прочитывает собственную историю. Он обнаруживает, что каждое обстоятельство жизни раскрывает перед ним свою внутреннюю суть, как только он начинает в него всматриваться. Он чувствует себя удобно на земле и в небе, и эта жизнь, и последующая становится проявленными для его души. Как сказал Саади, великий поэт Персии: «Как только человек начинает читать, каждый листик на дереве становится страницей Священного Писания».

Значение откровения состоит в понимании языка души. Каждая душа умеет говорить, её нужно только услышать. Человек слышит не только внешний шум и человеческий голос. И молчаливые деревья, и застывшие горы говорят с нами, если мы способны их услышать… Единственное объяснение такого явления состоит в том, что это музыка. Ведь музыка для музыканта – это язык, она говорит ему что-то. Высокие и низкие ноты, плавные и резкие, – все они о чём-то говорят ему, всё это имеет значение. Человек, не изучающий музыку, не знает этого языка. Он будет наслаждаться музыкой, но он не знает языка.

И потом, есть язык жизни, потому что жизнь – это тоже музыка. Каждый человек – нота в музыке, и это составляет симфонию жизни. Один человек настроен в лад, другой расстроен, одна душа звучит на верной ноте, другая – на фальшивой. Таким образом, человек создаёт или портит музыку. Откровение происходит от понимания этой музыки. Вы не можете научиться откровению, ему нельзя научить, но вы можете настроить сердце на такой тон, что оно начнёт жить и радоваться музыке жизни.

Таким образом и воспринимается откровение: когда сердце пробуждается и начинает жить, оно способно воспринять вибрации, приходящие от каждой души, каждого состояния, и они передают определённый смысл.

Великие учителя и пророки, которые дали человечеству религию, вдохновили высоким идеалом и вели человечество к духовному постижению, были пробуждёнными душами. Они дали миру собственное толкование явленного им откровения. Но стоит композитору записать музыку на бумаге, как она многое утрачивает. И когда пророк даёт своё учение в виде слов, многое тоже утрачивается.

Есть такие люди, которые говорят: «У меня есть нечто святое, и это моя вера», и они следуют своим словам. Но есть и другие, которые хотят знать дух этого. Слова, которые приходят, – это лишь толкование откровений пророков.

Если бы все люди в мире знали дух, то не было бы столько различных религий и верований. Все согласились бы с одной истиной. Но так много верований и религий существует потому, что люди не понимают религию. Если бы человек понимал её, то была бы только одна религия, объясняемая различными способами, различными учителями человечества, откровение которых толкуется на человеческом языке, а происходит из музыки жизни.

Оставить комментарий