Aspazija

     Аспазия (1865-1943) (урожд. Йоганна Эмилия Лизете Розенберга)поэтесса, драматург, общественный деятель – яркая, разностороняя и противоречивая личность, которая уже первым своим стихотворением, опубликованным в газете «Dienas lapa», бросает вызов обществу, подписавшись именем древнегреческой феминистки и любимой женщины властителя Перикла – Аспазия. «Подозрительный» псевдоним поэтессы вызывал порой недоумение, например, при издании книги «Сборник латышской литературы» (Петроград, 1916).

    Налёт мистики и легенд сопровождает и данные о её детстве и отрочестве, начиная с точной даты её рождения (лишь после празднования её столетия в 1968 году обнаруживается, что на самом деле родилась она на три года раньше), кончая «официальным» обнародованием её настоящего имени – Эльза (как утверждается в её первом биографическом очерке).
    Детство Аспазии прпошло в окресностях Елгавы в доме её родителе. В 1874 году Эльза начинает учёбу в Елгаве, в женской школе Доротеи, спустя два года переходит в женскую гимназию святой Троицы. В школьные годы будущая поэтесса увлекается классической литературой и историей, начинает писать стихи. Её первую пьесу «Мстительница» запрещает цензура, но в 1893 году аспазию принимают на работу в Рижский Латышский театр «театральной писательницей», и в 1894 году на сцене появляется её драма «Вайделоте» о женщине, которая во имя любви восстаёт против догм и предрассудков эпохи.
    В 90-е годы 19 века Аспазия – наиболее заметная женщина латвийской литературы и общественной жизни. Сборники её стихов знаменуют новое направление в латышской литературе, отражают ход становления современной женщины, её борьбу за свои права и равноправие. Драматургия Аспазии выдвигает идею создания независимой Латвии, общечеловеческие нравственные идеалы. В то время поэтесса уже связывает свою жизнь с Райнисом и впредь всецело разделяет весь драматизм его судьбы политического заключённого и ссыльного. Воистину неоценима эта её «творческая опека», моральная поддержка и практическая помощь. В 1894 году начат их «роман в письмах», становившийся наиболее интенсивным во время ссылки Райниса в Псков и в Слободскую, когда Аспазия может лишь время от времени гостить у супруга. Эта переписка стала предметом исследований, вошла в ряд научных и литературных изданий. В 2009 году она включена в Латвийский национальный регистр программы ЮНЕСКО «Мировая память».
    Лето 1904 и 1905 года Аспазия и Райнис проводят в Юрмале. Триумфальная  постановка её драмы «Sudraba šķidrauts» («Серебристая вуаль») в Новом Латышском театре обозначила новый подъём в её жизни. В пьесе автор обращается к вечной проблеме отношений личности и общества. В конце 1905 года Аспазия отправляется вместе с Райнисом в эмиграцию в Швейцарию, где они остаются до весны 1920 года. Наиболее ценными из созданного поэтессой в Швейцарии, стали сборники стихов «Saulains strūtis» («Солнечный уголок») (1910) и её лирическая автобиография «Ziedu klēpis» («Охапка цветов») (1915).
    Вклад Аспазии в латышскую культуру был отмечен Орденом Трёх Звёзд (1926), Крестом Признания II категории (1938) и высшей государственной наградой – Награда Отечества (1939). В изданном в Праге в 1936 году капитальном труде «Примечательные женщины нашего времени» из 26 стран было названо 64 женщины, в их числе Аспазия.
    5 ноября 1943 года Аспазия скончалась. Невзирая на тяжёлые обстоятельства войны, в нём приняли участие сотни провожающих, и похороны стали стихийной демонстрацией против немецкой оккупационной власти.
    В современной оценке литературного наследия Райниса роль Аспазии весьма существенна, порой они неотделимы друг от друга. В 2004 году вышла книга Саулцерите  Виесе «Вечные крылья», а в 2010 – книга Инары Анджане «Аспазия? Аспазия».
    Начиная с марта 2011 года, в лютеранской церкви Дубулты проводятся концерты, посвящённые дню рождения Аспазии.

Биография взята из буклета «Райнис и Аспазия в Юрмале»

Оставить комментарий