Jānis Rainis

   

   Райнис (Янис Плиекшанс) (1865-1929) – выдающийся латышский писатель, деятель культуры и политик. В истории Латвии известен как один из наиболее активных созидателей культуры и национальной идентичности своего народа в эпоху краха царской России и обретения Латвией независимости.

   Родился 11 сентября 1865 года в семье арендатора усадьбы Варславаны Дунавской волости Илукского уезда. Закончил Рижскую городскую гимназию (1883) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1888). С 1889 года работал кандидатом в судьи Вильнюсского окружного суда, затем помощником адвоката Андрея Стерсте в Елгаве, писал статьи по правовым и социальным вопросам для энциклопедии.
   С 1891 по 1895 год Райнис работает редактором газеты «Dienas lapa». В 1897 году, когда начались аресты участников движения «Jaunā strāva» («Новое течение»), был арестован и Райнис, обвинённый в принадлежности к тайной антиправительственной организации. С 1897 по 1899 год Райнис находится в ссылке в Пскове, а с 1899 по 1903 год – в Слободском Вятской губернии. Весной 1903 года Райнис вернулся в Латвию, жил в Елгаве и Юрмале.
   В  ссылке Райнис много переводил, главным образом, пьесы мировых классиков (Ибсен, Гёте, Пушкин, Шекспир), сочинял стихи (включены в сборник «Tālas noskaņas zilā vakarā» («Далёкие отзвуки в синем вечере»). Его отношение к реврлюции отражено в стихах «Vētras sēja» («Посев бури») (1905). В тоже время публикуется его драма «Uguns un nakts» («Огонь и ночь»).
   Во время революции 1905 года Райнис выступает с речами на митингах и собраниях, за этим в конце 1905 года последует эмиграция. В начале Райнис и его супруга Аспазия селятся в Цюотхе, затем в Кастаньоле у озера Лугано (Швейцария). Во время эмиграции был создан сборник стихов «Klusā grāmata» («Тихая книга») в память героев Революции 1905 года. Созданная в 1910 году поэма «Ave sol» («Да здравствует солнце!») – гимн солнцу, источнику жизни и преображений.
   В последующие годы до Первой мировой войны Райнис создаёт свои наиболее философские произведения: «Gals un Sākums» («Конец и начало») (1912), трагедию «Jāzeps un viņa braļi» («Иосиф и его братья») (опубликована в 1919 году), пьесу «Spēlēju, dancoju» («Играл я, плясал», в которой акцентируется значение духовности народа во времена исторических перемен. В Новом Рижском реатре идут написанные Райнисом в эмиграции пьесы: «Zelta zirgs» («Золотой конь») (1909),  «Indulis un Ārija» («Индулис и Ария») (1912) и  «Pūt, vējiņi!» («Вей, ветерок!») (1913).
   Находясь в Швейцарии, Райнис становится председателем Латышского комитета и в своих статьях убеждает в необходимости образования национальных государств (1917). В это же время он пишет стихотворение «Daugava», в котором выражает спасительную для народа идею независимого государства.
   В апреле 1920 года, после 14 лет эмиграции, Райнис и Аспазия возвращаются из Швейцарии на Родину. Тысячи встречающих переполняют улицы, приветствуя их как национальных героев. Поэт с юношеским энтузиазмом включается в дело создания Латвийского государства: от списка социал-демократов избирается в Учредительное собрание, а затем в Сейм. Избран он и почётным доктором Латвийского Университета, а бывший бульвар Престолонаследника в Риге переименовывается в бульвар Райниса.
   Райнис стал соуредителем театра Дайлес (1920), а также его первым директором, с 1921 по 1925 год занимал должность Министра просвещения и на этой ниве политической деятельности проявил наибольшее понимание и  организаторские способности.
   Самым выдающимся поэтическим произведением последних лет жизни Райниса были «Dagdas skiču burtnīcas» («Тетради эскизов Дагды»), куда вошли сборники стихов  «Addio, bella» («Прощай, красавица»), «Čusku vārdi» («Змеиные слова»), «Uz mājām» («Домой») (стихи написаны в Кастаньоле), «Sudrabota gaisma» («Серебристый свет») и  «Mēness meitiņa» («Дочь луны»). Лучшей его драматургической работой в 20-е годы была эпическая трагедия  «Mīla stiprāka par nāvi» («Любовь сильнее смерти»), театральная постановка которой состоялась в 1927 году.
   В последние годы жизни райнис активно участвует в подготовке собрания сочинений «Dzīve un darbi» («Жизнь и труды») (1925-1931). И в то же время, чтобы развеять мрачное настроение и поправить здоровье, он часто отправляется в путешествия по разным западноевроейским странам, в Скандинавию, а также в Египет и палестину. Сильная ностальгия влечёт его назад в Кастаньолу, которую посещает в 1921, 1926 и 1927 году (во второй половине 20-х годов поэта всё чаще охватывает желание вернуться туда насовсем). Во время последнего посещения рождается книга воспоминаний «Кастаньола» (1928), в которой Райнис от их с аспазией имени признаётся в любви ко своей второй родине – Швейцарии.
   12 сентября 1929 года, спустя день после шестьдесят четвёртого дня своего рождения, у себя на даче в Майори Райнис внезапно уходит в Вечность. Уходиит так и не завершив задуманный им большой труд «Modernais Fausts» («Современный Фауст»), не закончив ряд поэтических сборников, оставив в архиве материалы более ста неоконченных пьес. В настоящее время наиболее полным собранием его литературного наследия являются 30 томов «Собрание сочинений» и 4-х томное издание «Переводы Я. Райниса» (1989-1990).
   15 сентября 1929 года Райнис был похоронен  на Новом Рижском кладбище, затем получившем название «Кладбище Райниса». 11 сентября 1932 года в конце главной аллеи была открыта мемориальная колоннада, а в 1935 – скульптурная часть «Пробуждение гения». Автор – скульптор Карлис Земдега. Рядом с Райнисом была похоронена и Аспазия в 1943 году,  в 1958 году у могилы была установлена тёмно-красная гранитная плита с надписью «Райнис. Аспазия»,
   В 1940 году Райнису было присвоено звание народного поэта Латвийской ССР.
   11 сентября 1965 года на Эспланаде  в Риге был открыт памятник Райнису. Здесь впервые состоялся День поэзии, предваривший многолетнюю традицию публичного чтения стихов.
   В настоящее время музеи обоих поэтов, Райниса и Аспазии, созданы не только в Латвии (Таденава, Ясмуйжа, Рига, Юрмала), а и в местах их ссылки – в Швейцарии в Доме исторического архива Лугано, и в Слободском Кировской области.
   В Музее литературы и музыки хранится объёмная коллекция Райниса и Аспазии – более 45 000 единиц, в том числе переписка – 14 420 единиц. Взаимная переписка поэтов – 2499 писем на латышском, русском и немецком языках. В 2009 году уникальная переписка двух творческих личностей включена в национальный регистр Латвии программы ЮНЕСКО.

Биография взята из буклета «Райнис и Аспазия в Юрмале».

 

Роальд Добровенский «Райнис и его братья»

Роальд Добровенский «Ранис и его братья». Фрагмент романа

Оставить комментарий