Легенда о Ганге

Древняя легенда, рассказанная в эпосе Рамаяна, гласит, что у правителя Айодхьи Сагары из знаменитой Солнечной династии Икшваку, предка Рамы, было две жены, Кешани и Сумати, одна из которых дала рождение лишь одному сыну, в то время как другая родила 60 000 сыновей. Однажды Сагара начал исполнение ритуала Ашва Медха (санскр. – अश्वमेध — «жертвоприношение коня»), одного из самых важных жертвоприношений во времена Вед, запрещённых в Кали Югу, когда в жертву приносили коня, (детально описано в Яджурведе, в Пуранах, упоминается в Рамаяне и Махабхарате) и успешно осуществил его 99 раз. Всякий раз конь возвращался к радже, объявляя его сюзереном близлежащих царств. Но на сотый сакральный конь был похищен Индрой, богом грома, царём всех богов, позавидовавшему успеху Сагары, и отправлен им во владение ашрама риши Капилы.

Индра.

Все принцы Айодхьи, следовавшие за конём, увидели, как тот вошёл в ашрам. Они достигли пещеры, где в этот момент Капила медитировал. Не найдя коня в пещере, они решили, что мудрец спрятал его, и посчитали его за похитителя. Они не убили Капилу, поскольку тот был мудрецом, но потревожили, прервав его медитацию. Раздражённый Капила проклял и сжёг неосторожных братьев дотла.

Капила сжигает 60 000 сыновей

Один из внуков царя Сагары, Бхаджиратха узнал о случившемся. Он прибыл на место, где произошла трагедия, чтобы совершить церемонию шраддхи, спасения душ предков, но для свершения ритуала совсем не оказалось воды. Агастия выпил все воды океана, и страна мучилась от суровой засухи. Бхаджиратха стал молиться Брахме, Создателю Вселенной и богу мудрости, чтобы тот завершил период засухи. Говорится, что Бхаджиратха соблюдал аскезу Брахмы в течение тысячи лет, прося небесную Гангу (गंगा) упасть на засушливую землю с небес и смыть пепел его предков, чтобы освободить их от проклятия и позволить им уйти на небеса.

Брахма.

Удивлённый преданностью, Брахма услышал его и согласился помочь, отправив Бхаджиратху к Вишну, Хранителю Вселенной, чтобы тот позволил небесной Ганге вытечь из его Большого Пальца ноги.

Вишну.

Вишну ничего не имел против, но попросил Бхаджиратху обратиться и к Шиве, третьему богу индийской триады богов, Разрушителю Вселенной, чтобы тот принял проливной дождь небесной реки на свою голову перед тем, как этот могучий поток придёт на землю, поскольку если он не будет никак сдержан и направлен, то сила его расколет землю.

Шива.

Шива согласился принять водопад Ганги в свои густые волосы, поднимающиеся высоко над его головой. Таким образом, пойманное и замедленное продвижение реки, которая изгибалась в лабиринте его волос, теряло свою силу, чтобы затем мягко опуститься в Гималаях и вытечь из источника на равнины, даруя иссушенным землям целительную влагу.

И вот почему антропоморфное изображение Ганги показано в густых вьющихся волосах Шивы, который так же именуется Гангадхарой. Рождённая в Гималаях, Ганга означает старшую сестру богини Парвати, жены Шивы, которая тоже является дочерью Гималаев.

Святые воды, таким образом, смыли проклятие и пепел предков Бхагиратхи, а его суровые аскезы позволили Ганге прийти на землю, и поэтому священная река имеет второе имя Бхаджиратхи.

В пересказе Maria Déco

 

Оставить комментарий