Размышление о сюжете.

Соскучившимся по слову… тоскующим без него.

 

Давно ли мы читали художественные книги не спеша, вдумчиво, с наслаждением не только от замысловатой, насыщенной перипетии, но и от стиля, языка повествования, от глубокого мира образов?! Не на ходу, успевая схватить лишь непосредственную суть сюжета, нетерпеливо перескакивая с реплики на реплику, не беря во внимание, что нам заявлен отнюдь не диалог, растянутый в книгу, а роман, или повесть, или рассказ?! Забывая при этом, что перед нами Литература, а не журналистика?! Современная литература слишком быстро и легко уподобляется журналистике, стремясь влиться в поток времени, посчитав, что отсутствие себя – это «ноу хау», новый модный жанр. И  читая многие написанные в последнее время книги, задумываешься: вся эта неумолимая тенденция не есть ли потеря самобытности, не низвержение ли это Литературы до уровня простого развлечения с высокого пьедестала мыслителя… Но иногда я всё же думаю, что эталонная Литература – это тоже не совсем правильно. Пусть будет много литературы, разной литературы, пусть каждый ищет для себя свои книги, те, что способны ответить на его вопросы и принести наслаждение именно ему.

Моя же книга написана для тех, кто любит язык ассоциаций, синонимов и красоты, кто сможет оценить вкус эпитета, сравнения, глубины образа, кому интересна жизнь души. Даже пробежав глазами первые несколько страниц, вы поймёте, что «Единый путь» нельзя просто перелистать, в этот роман надо именно вчитываться и слушать его музыкальный напев, который неизменно присутствует на протяжении всех глав. Недаром многие из читателей относили мою книгу к разряду классической литературы.

Вид на г.Златоуст, 1909. Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

Вид на г.Златоуст, 1909.
Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

В душе каждого, кто живёт в России, в европейской её части, достаточно чётко и неизменно присутствует определённый образ своей родной земли. Он появляется то ли из древней бессознательной памяти народа, то ли из сказок, былин, часто не соответствуя действительности, исторически очень сурово обошедшейся со славянскими землями, беспощадными набегами, войнами, революциями, разрушая то, что трудом и веками создавалось… Как бы то ни было, сколько бы я ни говорила с людьми, мне рисовали примерно одну и ту же картину, она и легла в основу моего романа: Русь славится небольшими мирными городами, во главе которых как царь и полноправный белокаменный правитель стоит древний кремль или храм с колокольней, опоясанные многовековой глубиной истории. Звон колокола разлетается по задумчивым улочкам, приземистым домикам, утопающим в зелени, где живут добрые и отзывчивые люди, и неизменно рассекает такой городок петляющая, ласковая речушка. Что-то всякий раз отзывается внутри на такой рассказ, не оставляет равнодушным, не покидает ощущение знакомства… туда-то, в мир городка народной памяти, я и отправлю своего читателя, чтобы смог он прогуляться и вдохнуть в себя незабвенный аромат древности. Но действие романа разворачивается в наши дни, поэтому по традиции отцы и дети не поладят между собой, и читателю придётся разбираться в сложном клубке душевных, духовных и материальных перипетий.

г. Ржев,1910. Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

г. Ржев,1910.
Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

На страницах книги рассказывается история на первый взгляд ничем необычным себя не проявляющая. И всё же с самых первых строк в ней уже присутствует некая загадка, недосказанность, которую глава за главой будет открывать для себя читатель, ввергаясь в водоворот сюжета и магию слова, чтобы убедиться наконец, что нет предела изобретательности провидения, засомневаться в однозначности и прямолинейности жизни и понять, что именно от внутренней решимости, способности распознавать, доверять, чувствовать зависит, сбудется ли с нами чудо. Возможно нашего читателя не будет покидать ощущение, что происходящее в книге – не что иное, как игра неистового воображения, но сразу же встаёт вопрос: что есть это самое воображение? Что есть фантазия? Что есть реальность? И где граница?

В жизни каждого из нас случались серьёзные потери и разочарования. Часто, переживая сложную драму или разлуку с дорогим человеком, в душе появляется жгучее желание уехать, исчезнуть из мест, что отзываются болью, непроизвольно напоминая собой об утрате. Страдание способно согласиться пусть даже на время на возможность некоей притушённости жизни, тишины и самозабвения, чтобы смягчить, залечить изодранную душу. Вероятность любого равновесия и мира утешения вдали – как компромисс, который ещё совсем недавно казался неприемлемым, абсурдным. Вынужденный шаг, чтобы просто выжить. Так и наша героиня согласилась на подобную уступку. Она укрылась в тишине милого городка, связав себя с нелюбимым, чужим ей человеком. Она согласилась с ролью искусственной жизни, которая явилась ей как спасение в минуту полного душевного краха, в минуту особой душевной уязвимости, что непременно появляется в человеке, когда он, жаждая настоящего, открытый настежь, встречает лишь равнодушие, желчь, чёрствость, непонимание и низменное человеческое обращение. Но жизнь, порой, коварна и непредсказуема: она не терпит слишком долго навязанного ей ограничения, рвётся из выстроенных катакомб наружу, желая творчества, эйфории, силы. Смирившаяся было душа, отметает былую покорность, устремляясь к вспыхнувшему и манящему свету… и тут её, конечно же, ожидают новые испытания. Только готова ли она к ним?..

г. Старица на Волге. Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

г. Старица на Волге.
Фото сделано Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944)

Безусловно, следуя за героиней, читателю нередко придётся столкнуться с неизвестным, непонятным, когда нужно будет продвигаться наощупь, чтобы не сойти с ума. Придётся делать выбор, нравственный ли, физический ли: идти – не идти, совершать – не совершать, быть или не быть. И как часто в обычной жизни выходит трудным подобный выбор! Новое всегда опасно, а известное  не представляет из себя угрозы, риска, и сколь многие из нас отказываются его совершить… Но все испытания даются по силам, не правда ли?

Мы проживём с героиней этого рассказа, наверное, самый яркий отрезок её жизни. Мы заглянем в мир души, испытав силу сомнения, мечты, желания, всякий раз, неизменно пытаясь вместе с ней разобраться в ускользающем Настоящем, затерянном в сумбуре и приземлённости современного мира-перевёртыша, в вечно вращающемся калейдоскопе чуждых, леденящих ценностей, в вечной игре кривых зеркал насмешливых реальностей.

Перед нами встанет с новой силой противостояние отдельной личности и общества, окрашенное в краски сегодняшнего дня. Мы задумаемся о равновесии внешнего и внутреннего. Мы окунёмся в многоликое пространство музыки, живописи и театра, побывав при этом не только в глубинке, но и в Петербурге, странном городе непрекращающегося дождя, ветра, непроизнесённого вопроса о смысле. Мы встретимся лицом к лицу  со всеми временами года, вспомнив о томлении лета, праздничности осени, звонкости зимы и о надежде, которая всегда присутствует в аккордах гимна весны. Вам предстоит незабываемое путешествие сквозь призму фальшивой, слепой привычки, сквозь переосмысление себя, своего места в этом мире, сквозь познание любви и служение ей, сквозь дружбу, верность и преданность, сквозь попытку разглядеть истинное и следовать ему, несмотря на всю зыбкость бытия.

В завершение можно смело сказать, что самым главным героем романа является Любовь – не суррогат, не влюблённость, а именно Любовь. И разгадать, понять, увидеть, в чём же её сущностное, корневое отличие, возможно поможет эта книга. Она способна оказаться ключом в потайной дверце внутри каждого из нас, отворив которую вспыхнет огонь надежды, свидетель того, что на этой земле есть настоящая, незамутнённая способность сердец биться в унисон и дарить друг другу счастье.

«Единый путь» – это путешествие сквозь пространство и время, когда века и герои соединяются в глубокую песню, и смерть вынуждена отступить, не в силах победить пламя жизни и любви.

 

 

 

Женский роман?

Читать.

Оставить комментарий