Современное искусство.

Искусство начинается на чуть-чуть… Эта фраза воспитывала меня многие годы, побуждая чувствовать, искать это загадочное «чуть-чуть», этот тонкий баланс прекрасного и безобразного, гармонии и дисгармонии. Лёгкое, едва уловимое чуть-чуть, а форма уже не склеивается, разваливается, не звучит.

Последние десятилетия в живописи присутствует тенденция освобождения, освобождения от старого, якобы отжившего. Этот лозунг не нов. И каждое последующее течение в искусстве, основываясь на нём, рождало миру новое, доселе невиданное творение. Часто стили, направления переосмысливали прошлое, заимствуя оттуда какие-то черты, превнося веяние новых  времён. Так возникло Возрождение, Классицизм, так, преодолевая Классицизм и Эклектику, на сцену вышел знаменитый Модерн, принеся с собой «Золотой век»… Закономерность течения традиции, новые вехи,  открытия. Каждое последующее поколение в штыки воспринимаемое предками, несущее новые энергии в своём творчестве, непонятные, чужие старшим, как те же прерафаэлиты…

Кажется, что сейчас происходит то же самое. Новое знание, понимание, тенденции, новые формы. Та же критика ничего не понимающих представителей старших поколений, только нынче искусство особенно неразрывно связано с окружающим его миром, именно особенно, поскольку уж слишком отчётливо успела проявиться в нём, отразиться, как в зеркальной глади, отличительная черта современности. Всегда мир стоит рассматривать целостно. Страдает от неполноценности и излишнего субъективизма взгляд, лишённый возможности охватывать в своём понимании это целое. Во все времена искусство, исторический процесс, экономика, политика шли рука об руку, обуславливая друг друга, транслируя определённую идею, воплощая её каждый в своей возможной и присущей ему форме, и, казалось бы, теперь всё точно так же…, если бы не один интересный феномен, ворвавшийся в нашу жизнь, претендующий на свою исключительность, а именно феномен «бизнеса». При внимательном изучении создаётся впечатление, что практически все стороны современной жизни, начиная от «модного» искусства, заканчивая политикой, экономикой, не говоря уже об управлении историей, подчинено этому короткому лаконичному иностранному слову, означающему, по сути, русский эквивалент «дело», только интересно, что в большинстве случаев это «дело» подразумевает «предпринимательскую деятельность», а отнюдь не «занятие», «профессию», что призвано обозначать, если более широко взглянуть на перевод и значение употребляемого слова с языка-источника. Тенденция времени неумолима, она касается всего, она жаждет всего.  Материальное и духовное находятся в соприкосновении всегда, споря друг с другом, но уживаясь всё же, не перерастая в гипертрофированность, отдавая дань духовному началу.  Сейчас же сбалансировать «деньги» и «творчество»  представляется практически невозможным и, в подавляющем большинстве случаев, побеждают «деньги». Современный мир захватили технологии, никогда история не знала такого масштаба внедрения технологии в жизнь, как наша эпоха. Никогда искусство, ни живопись, ни музыка, ни литература,  ни театр, ни кино, не строилось по принципам технологии. Зарождение массовой культуры, появление  западной психологической науки  постепенно  превращали его в инструмент воздействия, и оно потерялось. Выяснилось, подтверждаясь всякий раз опытным путём для всё ещё сомневающихся индивидов, что холодный прагматичный бизнес вырождает искусство, выхолащивает его суть, делая акцент на количество и форму, лишая его содержания, которое, якобы, зритель или читатель додумает сам, пора же потребителя включать в процесс. Тенденции постмодернизма входят в сознание, не готовое понимать, не привыкшее оделять одно от другого. Нынче полный хаос на полотнах современных живописцев, претендующих на известность, называется «я самовыражаюсь», нынче плоские, не обременённые красотой образы претендуют на литературу. Искусство нынче потребляют. А на том, что потребляют, можно и нужно делать деньги… Всё логично. Это новый дух времени. Это стоит осмысливать, не смотря на то, что всех призывают делать обратное…

Собственно написать этот опус меня сподвигнула недавняя идея одних моих заказчиков написать  портрет своей семьи и украсить им  гостиную собственного загородного дома. Мой знакомый художник предложил нам варианты портретов, сделав подборку в ракурсе небольшой ретроспективы. Бывает очень полезно смотреть какой-то интересующий предмет в ретроспективе, не замыкаясь в сегодняшнем дне, тогда многое становится очевидным. Были сразу видны советские школы, и по характеру, и по типажам обычных лиц, по которым лично я успела соскучиться, столько в них проступает естественности, спокойствия, теперь вовсе позабытые, будто даже утраченные навсегда…  Более поздние представители, так называемого постсоветского периода и наших дней меня тоже поразили, только совершенно иначе. Так в поставленном «на поток» производстве (другого слова у меня не нашлось) портретов и запрашиваемая нынче их образная форма бьёт в глаза своим примитивизмом не только фотографической передачи, но и отсутствием цвета, интересных композиций, искреннего новаторства. По сути, искусство портрета превратилось даже не в ремесло, а в штамповку. Существуют заготовки, куда вписывается лицо с фотографии. Точка. Портрет готов… Ремесло в искусстве присутствовало всегда, оно было как бы почвой, фоном для гениальных прорывов, оно было добротно, качественно, но просто лишено искры, некоей внутренней вспышки… Теперь перед нами штамп.

Мы пересмотрели множество современных портретов, они со временем слились у меня в один, безликий, аморфный, точнее, в какое-то пёстрое, аляповатое, ничем не обозначенное пятно, кроме одного. Как выяснилось, художник специально вставил его в свою художественную «лекцию». Оно приковывало взгляд и его хотелось разглядывать, рассматривать присутствующие там оттенки, соотношения, приёмы. Это был глоток свежего воздуха в затхлом помещении, написанное в то ли в конце 19 столетия, то ли в начале 20-го, как островок, как надежда. Я не удержалась и сохранила для себя этот портрет, на память.

 И напоследок слишком серьёзной темы, поднятой сегодня, отрывок из

 моей книги, который вдруг запросился на эту страницу, диалог моих

героев:

 

  «- Лера, поймите, сейчас любой процесс стоит рассматривать с точки зрения всего мира, это отличительное свойство нашего времени, и эти тенденции глобального мироустройства, они не существуют отдельно, сами по себе, происходит крупнейшее изменение, словно сдвиг земных пластов, и старого, привычного нам мира больше не существует…Теперь отсидеться на печи не получится…

 

     — Странно, вы, Александр Николаевич, художник, пейзажист, романтик, натура тонкая, творческая, а все процессы тоже сводите к политике…

 

     — Политика, Лера – это очень тупое дело, оно жёсткое, без сантиментов, это брутальное явление. Я не занимаюсь ею, я лишь в силу своего натренированного глаза присматриваюсь к  различным феноменам, и они мне говорят, что в наше время ответственность выросла из пределов скромной личности. Моя позиция – это стремление к целостному пониманию последствий шагов, сделанных уже сегодня».

Оставить комментарий